«Времена и эпохи»: точная реконструкция, другая жизнь и хороший заработок

До 16 июня в Москве проходит фестиваль «Времена и эпохи». Реконструкторы, воссоздающие костюмы и быт разного времени, от античности до Первой Мировой, расположились на Бульварном кольце, Театральной и Манежной площади, Кремлевской набережной и в «Коломенском». Поговорили с участниками о работе под палящим солнцем и исторической достоверности.

Дмитрий из Санкт-Петербурга

Эпоха: Расцвет могущества Османской империи

Фото: Михаил Голденков / The City

Окунуться в быт солдата русской императорской армии конца XIX века гораздо интереснее, чем жить собственной жизнью. Хотя с тех пор прошло больше ста лет, она не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит в армии сегодня. Современная Россия – бездуховная, а эта эпоха мне близка.

В обычной жизни я работаю в автосервисе, учусь работать с военной техникой. Верю, что когда-нибудь я освою это дело, ведь на реконструкции техники можно хорошо заработать, например, сдавая ее в аренду или создавая достоверные копии тех лет, а о них я знаю все. Мы с друзьями изучаем архивы и документы времен Николая II и Александра III в научно-историческом клубе, называется «Семеновский полк лейб-гвардии Его величества». Он был создан петербургскими реконструкторами в конце 80-х и существует до сих пор.

Фото: Михаил Голденков / The City

Сейчас на мне костюм рядового русской армии времен Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Это недешево, но участие в этом фестивале полностью отбивает затраты на костюм и вооружение, за десять дней правительство выплачивает порядка 40 тысяч рублей, плюс бесплатный обед и проживание. Несмотря на погоду, я чувствую себя настоящим рядовым, ведь солдаты моей эпохи воевали на территории Болгарии, Плевны и Шипки, а там было жарко во всех смыслах.


Валерий из Орла

Эпоха: Расцвет могущества Османской империи

Фото: Михаил Голденков / The City

Когда я узнал о фестивале, взял отпуск, чтобы принять участие, и не жалею. Моя главная цель – популяризация истории. Самое приятное в работе здесь, когда незнакомые люди спрашивают о нашем орловском клубе и хотят в него вступить. В такие моменты я чувствую, что мое увлечение может заинтересовать кого-то еще. Костюм портного я сшил сам – это точная копия, по основной профессии я работаю закройщиком в ателье уже больше 30 лет и увлекаюсь историей, такой «военный портной».

Фото: Михаил Голденков / The City

Период Балканской войны укладывается в один параграф учебника истории, а здесь у людей есть возможность поучаствовать в создании предметов быта, сходить на экскурсию и по-настоящему почувствовать эпоху.


Милена из Калуги
Эпоха: 1916 год — какими были будни времен Великой войны?

Фото: Михаил Голденков / The City

Я приехала на фестиваль вместе со своим клубом исторической реконструкции «Батальон». С детства я видела, как папа и его друзья занимались реконструкцией эпохи начала ХХ века, участвовали в различных фестивалях. Вслед за отцом втянулась и я.

На нашей площадке можно весело поболтать с «немцами», у них есть крысы на колючей проволоке – это игрушка-антистресс, но выглядит забавно. Там же висит сирена, которая оглушает всех вокруг, но и привлекает людей с улицы и наша гордость – полевая кухня и повар Тамара Степановна, которая знает о военных рецептах начала ХХ века все.

Фото: Михаил Голденков / The City

Когда я провожу экскурсии и вижу счастливые лица детей, которые валяются в палатках, изучают оружие, учатся протыкать мешок с опилками штыком и находятся в полном восторге от происходящего, понимаю, что все не зря. Забывая историю, мы не можем использовать опыт прошлых лет для решения актуальных проблем.


Андрей из Москвы

Эпоха: Русские в Париже: рассказы о заграничном походе 1813-1814 годов

Фото: Михаил Голденков / The City

Моя реальная жизнь – это не так интересно. Я работаю системным администратором, обслуживаю компьютеры, бухгалтерию и прочую ерунду. Десять лет назад я решил, что мне нужно хобби или развлечение на выходные, так я пришел в верховую езду – это меня затянуло и теперь все свободное время я провожу в конюшне. Даже участвовал в конных походах на Алтай и Урал, а после совершенно случайно завел собственного коня, как это обычно у всех и бывает.

Хотя одежда на мне – новодел, все сделано вручную соответственно времени, ведь 200 лет назад не было швейной машинки. Наши мундиры наполеоновской эпохи сделаны по технологии тех лет: сукно настоящее, без синтетики, швы ручные, льняная рубаха и костяные пуговицы. В этой одежде не жарко, ведь она защищает тело от солнечных лучей.

Фото: Михаил Голденков / The City

В фестивале я участвую третий год подряд. В 2017 году я был «в составе» французской кавалерии, а в прошлом году меня позвали к скифам, там я ездил на лошади. Это забавно, потому что двухметровый скиф – странное зрелище.

После института я столкнулся с тем, что кроме нудной работы и дома, мне больше некуда пойти. Здесь я занимаюсь чем-то интересным и подаю пример другим людям, вдохновляю на занятия спортом и изучение истории, умение создавать что-то своими руками.


Роман из Санкт-Петербурга

Эпоха: Рим. Гарнизоны Крыма

Фото: Михаил Голденков / The City

Я люблю эпоху средневековых викингов, но мне близка и античность, точнее германские варвары. В детстве я любил истории об этом народе, ведь в то время зарождались первые государства, варвары были необузданны и жестоки, а простые люди не знали границ, были свободными – мне это нравится. Здесь я могу почувствовать себя их частью, а в реальной жизни я электромеханик в метрополитене. Вот уже 13 лет подряд я приезжаю на исторические фестивали сюда, в Москву. Семья относится к моему увлечению с пониманием, но не могу сказать, что поддерживает.

Фото: Михаил Голденков / The City

Организация фестиваля с годами становится выше, но формат уже не тот. Год или два назад было большое количество сражений и участников, сейчас все упирается в бытовую составляющую исторической реконструкции. Как бы я хотел побороться с кем-то на мечах... Но есть и плюсы, моя любимая аудитория здесь – это красивые девушки, как правило они задают больше вопросов, чем мужчины. Шучу, на самом деле все люди задают много интересных вопросов и суть фестиваля в том, чтобы дать на них правильные ответы, ведь большинство судит о нашей эпохе по фильмам, а там все очень неточно.


Андрей из Москвы

Эпоха: Москва Ивана Грозного

Фото: Михаил Голденков / The City

Я начал заниматься исторической реконструкцией больше 25 лет назад, когда в России все это только зарождалось. Что-то черпал из литературы, что-то на основе исторических находок, а через друзей рассматривал закрытые коллекции в музеях, но сейчас с этим проблемы. По большей части я изучаю ремесло, а эпоха не так важна.

Это моя кузница, здесь я занимаюсь изготовлением медной посуды, различных сковородок и тарелок, собственно, в реальном мире тем же самым я зарабатываю на жизнь. У меня есть собственная кузнечная, столярная и слесарная мастерская, где мы создаем исторические копии для музеев или инвентарь для кинофильмов. Там есть современный газовый горн, новое оборудование и импортные инструменты, но от раннего средневековья и античности до промышленной революции технологии почти не менялись, так что работать в эпохе Москвы Ивана Грозного не так трудно.

Фото: Михаил Голденков / The City

Людей, которые работают с металлом, совсем немного, ремесло теряется в истории. Со стороны все выглядит просто, но это тяжелый труд, а сейчас есть множество других способов заработать.

12 июня