5 вещей, которые меня изменили: пианист и композитор Игорь Яковенко

5 вещей, которые меня изменили: пианист и композитор Игорь Яковенко

В рубрике «5 вещей» мы спрашиваем героев о культурных явлениях и событиях, которые их сформировали. Наш новый герой — пианист Игорь Яковенко, который недавно выпустил альбом «Процесс», рассказал, как картина, вырубленная топором, и природа Тосканы повлияли на его творчество.

Концерт Andrzej Jagodziński Trio

Первые настоящие музыкальные переживания я испытал на концерте трио польского пианиста Анжея Ягодзинского. Артисты играли Шопена в джазовой интерпретации — было нетривиально и свежо. Это была вдумчивая, меланхоличная импровизационная музыка без внешних эффектов. В тот момент я только начал заниматься джазом, и после концерта стало понятно, куда двигаться. Я был еще на множестве потрясающих концертов, но первые впечатления часто оказываются самыми сильными.


Книга Ханны Арендт «Банальность зла»

5 вещей, которые меня изменили: пианист и композитор Игорь Яковенко

Книга «Банальность зла» существенно изменила мои представления о добре, зле и морали. Основной тезис заключается в том, что люди не совершают целенаправленное зло, ими всегда руководит начальство, правительство или другой источник власти, которому они подчиняются. Арендт приводит слова главы всех концлагерей нацистов Адольфа Эйхмана, сказанные им во время судебного процесса. Они демонстрируют отсутствие какого-либо пристрастия к проводимым им преступным деяниям, ведь он лишь «делал свою работу»: «он выполнял свой долг», «он не только повиновался приказам, он повиновался закону».


Фильм Михаэля Ханеке «Видео Бенни»

В кино мне нравится эффект двойного эмоционального потрясения. Такое часто встречается у двух моих любимых режиссеров — Ларса фон Триера и Михаэля Ханеке. В фильме «Видео Бенни» первая эмоциональная кульминация происходит в завязке картины, а вторая — ближе к концу. При этом режиссер практически полностью лишает своих героев эмоций, в картине отсутствует музыка. Это позволяет зрителю испытывать свои чувства при просмотре кино и дополнять сюжет интерпретациями.


Картина Нестора Энгельке «Деревянный Папа»

5 вещей, которые меня изменили: пианист и композитор Игорь Яковенко

Нестор Энгельке. Деревянный Папа. 2019

Художник Нестор Энгельке вырубает свои картины топором. Сама эта фраза может изменить особо впечатлительного человека. Вообще топор для русской культуры — вещь священная: тут и деревянное зодчество, и Раскольников, и ментальность.

Какое-то особое воздействие на меня производят работы, где отсутствует привычный медиум в виде холста или какой-то подготовленной базы для рисования. Работа Нестора Энгельке «Деревянный Папа» — это оммаж работы Бэкона, которая, в свою очередь, отсылает к портрету папы Иннокентия Х Диего Веласкеса. Как музыканта меня здесь также заинтересовала передача крика, то есть звука через изображение.


Природа Тосканы

Как-то летом мы отправились записывать альбом моей музыки в местечко Лари в Тоскане. Я был пленен красотой этих мест нетуристической Италии. Какой-то маленький город-поселок с традиционной средневековой крепостью. Жара, нерасторопные очаровательные итальянцы, которые весь первый день записи просто настраивали оборудование. В какой-то момент нам тоже удалось замедлиться, никуда не спешить, насладиться процессом записи, и, по-моему, получилось сделать максимум из того, что мы могли.

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости