В прокате – поющая Эль Фаннинг, фестивальный хит Кантемира Балагова, лучший мультфильм Pixar за долгие годы и научная фантастика про мать с железным сердцем. А еще в городе вот-вот начнется пятый Московский еврейский кинофестиваль – и это шанс вновь увидеть на большом экране «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. О новинках проката – кинокритик Егор Москвитин.
Мы уже писали о «Дылде» из Канн, вспоминали ее на «Кинотавре», и вот она добралась до полноценного проката. Сказать что-то новое о втором фильме Кантемира Балагова уже сложно – поэтому просто поверьте, что его нужно увидеть. Во-первых, это действительно новая история, новые герои и новый авторский почерк. Так о Великой Отечественной войне и ее последствиях еще не снимали. Действие «Дылды» происходит в Ленинграде в первую осень после Победы, но зритель не встретит в фильме ни привычные по советскому и российскому кино декорации, ни ожидаемые конфликты, ни надоевшие типажи. Перед нами чудо рождения новой истории посреди клише историй старых; пример того самого особого взгляда, из-за которого фильмы и отбирают в одноименную программу Каннского кинофестиваля. А еще «Дылда» – образец вполне героического преодоления молодым режиссером синдрома «второй картины». Многие кинематографисты после первого успеха ломаются, теряют голову и начинают страдать от синдрома самозванца – человека, чье признание, как ему кажется, опережает его подлинные заслуги. С Кантемиром Балаговым – 27-летним студентом Александра Сокурова из Нальчика – этого не произошло. Его режиссерский почерк остался оригинальным, но не стал вычурным. А его истории, несмотря на подчас парадоксальные решения героев, по-прежнему убедительны – поэтому и эмоции они вызывают самые честные и простые.
Редкий случай, когда четвертая часть мультфильма (да и вообще любой многосерийной эпопеи) оказывается не менее пронзительной, чем первая, а то и наоборот. Мальчик Энди вырос и передарил свои игрушки девочке Бонни. А та легкомысленно забросила ковбоя Вуди (его озвучивает Том Хэнкс, поэтому смотреть мультик нужно в оригинале) в чулан. И живая игрушка, за приключениями которой некоторые зрители следят уже 24 года, впервые столкнулась с жизненным кризисом. Как продолжать заботиться о том, кто тебя больше не замечает? Чему посвятить свою жизнь – ожиданию, что тебя позовут на помощь, или поискам новой любви? Бедный Вуди разрывается между самурайским долгом перед маленькой и безразличной Бонни и робким чувством к решительной и красивой кукле Бо, которая свой выбор давно сделала: плюнула на детей, стала игрушкой-чайлдфри и сбежала из дома. Кроме сложнейшего и очень эмоционального конфликта, новый шедевр (иначе не скажешь) Pixar предлагает зрителю еще и чуть ли не музейную экскурсию по золотым временам Голливуда. В мультфильме звучит классическая музыка Рэнди Ньюмана, а приключения героев напоминают то об «Унесенных ветром», то об «Индиане Джонсе». Это настоящий праздник – и пока что самый сильный претендент на мультипликационный «Оскар».
Актер Макс Мингелла, известный, например, по роли водителя-революционера из сериала «Рассказ служанки», не так давно удивил Голливуд двумя новостями. Во-первых, этот тихий юноша каким-то образом обратил на себя внимание 20-летней Эль Фаннинг – пожалуй, главной кинозвезды планеты в своей возрастной категории. Причем о том, что они встречаются, все узнали лишь в Торонто – на премьере их совместного фильма. Во-вторых, Мингелла оказался талантливым режиссером: его дебютный мюзикл «За мечтой» местами здорово напоминает «Ла-Ла Ленд» и обладает той же способностью вдохновлять и направлять. Эль Фаннинг играет в этой звонкой трагикомедии золушку из трущоб, которая решает отправить заявку на телевизионный конкурс песен и плясок. Быть ее наставников по вокалу вызывается спившийся оперный певец с тяжелым славянским акцентом. А дальше начинается духоподъемная история в духе «Рокки», только с музыкальными номерами вместо боксерских боев. В целом это фильм-безделушка, но его задорный саундтрек, неотразимая актриса, парочка этических головоломок в сюжете и по-настоящему летнее настроение делают свое дело: от экрана не оторваться.
На самом деле этот фильм называется I Am Mother – и еще с его январской премьеры на фестивале Sundance была надежда, что в русский прокат картина выйдет как «Я же мать!». Ведь в ленте, несмотря на ее фантастическую оболочку, речь идет ровно о том же, о чем и в текущем сезоне «Большой маленькой лжи» или в четырех картинах с недавнего «Кинотавра»: «Грозе», «Выше неба», «Давай разведемся» и «Мысленном волке». А именно – о борьбе дочерей за независимость от матерей. И об осознании этими матерями болезненных, но важных пределов любви и опеки. Человечество вымерло в результате то ли войны, то ли катастрофы, но в подземном бункере спрятаны тысячи эмбрионов. Пока они ждут своего часа, в бомбоубежище живут и готовятся к будущему робот по имени Мать и девочка-подросток. Задача робота – воспитать из ребенка лидера нового человечества. Тогда можно будет дать жизнь и остальным эмбрионам – и уйти на покой, зная, что следующее поколение людей не повторит ошибок предыдущих. Разумеется, наивный план трещит по швам, а научная фантастика превращается в семейный триллер. Увы, сам по себе фильм не так интересен, как его концепция, но поклонникам интеллектуального сай-фая грех его пропускать.
В последние годы все только и говорят о небывалом расцвете израильских сериалов. Их особенность – в высокой интенсивности чувств: люди, живущие на тесном клочке земли и взращенные на тысячелетней мечте об общем доме, обречены на сосуществование одновременно и прекрасное, и сложное. Универсальные для зрителей со всего мира конфликты – поколенческие, социальные, этические – в израильской теледраматургии достигают точки кипения. Именно поэтому сериалы из этой страны несут в себе такой сильный заряд эмоций. А Московский еврейский кинофестиваль – это выпадающая всего раз в год возможность испытать все то же самое, но с помощью большого кино, причем снятого не только в Израиле и не только евреями, живущими за его пределами. Сквозная драматургия конкурсной программы этого фестиваля заключается в том, что каждый из фильмов помогает неравнодушным зрителям найти ответы на вопросы, что такое национальная идентичность в современном мире, каким должно быть честное и эффективное общежитие разных народов и что такое личность – кровная данность или личная свобода? Ну а тем, кому все эти темы кажутся слишком серьезными, скучными и сложными, можно прийти на фильм закрытия – лихих «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино, которых на большом экране в последний раз показывали десять лет назад (30 июня в 19:00, кинотеатр «Космос», билеты – 500 рублей).
с 23 по 30 июня
полная программа здесь
20 июня, 2019