Вербатим «В.Е.Р.А» – о шестидесятниках от Мастерской Брусникина

В Центре Вознесенского 29 июня – премьера совместного спектакля Мастерской Брусникина и Центра, поэтический вербатим «В.Е.Р.А». В его основе – документальные материалы 1960-х годов, когда в СССР радовались оттепели, а в мире набирал обороты Карибский кризис.

Фото: Маргарита Багдасарян

Здесь четыре главных героя – Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. Название спектакля – аббревиатура их фамилий. Режиссер Сергей Карабань продолжает изучать масштабную тему – возможна ли свобода творчества в тоталитарном государстве. В дебютной постановке «Право на отдых» он разбирался в судьбе культового поэта Александра Галича. Спросили его, о чем новый спектакль.

О выборе формата – поэтическом вербатиме

Видео: Мастерская Брусникина

Поэтический вербатим – это документальная проза, переложенная на стихи. Выбрали такую форму по нескольким причинам. Во-первых, мы говорим про эпоху, для которой была очень важна поэзия. Да и вообще мне кажется, что какие-то вещи в стихотворной форме слышатся по-другому, появляются дополнительные пласты. Ведь в стихах всегда есть острота, они подчиняются большому количеству законов, в нескольких строфах спрятаны сотни смыслов. А во-вторых, с поэтическим вербатимом интересно было поработать: эта форма диктует определенный способ существования, а это непросто.


О документах в стихах

Есть очень известная документальная сцена – встреча Хрущева с деятелями искусств. В тот момент первый секретарь ЦК КПСС негодовал, находился в таком абсолютно нечеловеческом состоянии, что заговорил белым стихом. Эту сцену очень хотелось использовать. Также мы задействовали кусочек текста из знаменитого выступления послов Стивенсона и Зорина в ООН о ракетах на Кубе. Он получился очень игровым. Важно понимать, что это происходило в одно и то же время, с разницей буквально в несколько недель. У нас была оттепель, а мир находился на пороге ядерной войны.


О главных героях постановки – поэтах

Мои отношения с поэтами, чьи инициалы составляют название спектакля, складывались по-разному. Я их читал еще в школе, вузе, узнавал под определенными углами. Но тогда не представлял полной глубины каждого из них. Это разные, но очень мощные фигуры. При этом я до сих пор не могу сказать, что понял, что такое 60-е. Мы изучаем это время и выбранных поэтов, чтобы провести параллель и рассказать про современный контекст. Нам может что-то нравиться из их творчества, а что-то нет, но стоит понимать, что на их стихи влияло время, важно улавливать, почему человек пишет так, а не иначе, и что он хочет сказать в данный момент.


О двух постановках: «В.Е.Р.А» и «Право на отдых»

Спектакль «Право на отдых». Фото: Мастерская Брусникина

Центр Вознесенского

Большая Ордынка, 46, строение 3

Эти два спектакля не дополняют друг друга, мы же не назвали последний «Право на отдых 2». Неверно считать его продолжением. В конце концов, это даже про разные эпохи (в «Праве на отдых» речь идет об исключении Александра Галича из состава Союза писателей СССР в 1972 году). Но взаимосвязь между ними все-таки есть: за счет этих историй мы исследуем то, что происходит у нас за окном. Я не пытаюсь рассказать, как надо, и сказать: «Все так, как мы показываем». Мы ничего не навязываем, эти постановки – в первую очередь диалог.


29 и 30 июня, 1 и 2 июля в 20:00
Билеты: 1 500 рублей – 2 500 рублей

26 июня