Выбор кинокритика: 3 российских фильма, которые вы могли пропустить в 2022 году

В 2022 году вышло много российских фильмов. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает о тех, которые стоит посмотреть, если вдруг пропустили.

«Наша зима»

«Кинопоиск»

«Кинологистика»

Самый необычный якутский фильм последних лет. Мы привыкли думать о якутском кино как о чем-то магическом, наивном, исследующем границу между миром людей и миром природы, между бытовым и сверхъестественным и так далее. Здесь же — абсолютно универсальное кино о разводе, которое хочется сравнивать с «Историей о супружестве» Ноа Баумбака и «Сценами из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Но в первую очередь — с «Трудностями перевода» Софии Копполы, потому что герои, которые перестали понимать друг друга, весь фильм ищут способ найти общий язык и восстановить свою связь.

Сюжет такой: накануне Нового года, когда за окном минус 50, а в сердцах есть и сонный холод, и надежда на чудо, происходит ссора мужа и жены. Все обиды вываливаются наружу, и пара решает расстаться. Фильм начинает день за днем, будто дневник, описывать хронику их угасающих чувств.

Режиссер этой истории — Степан Бурнашев, самый продуктивный якутский режиссер, который только в этом году привез в Москву четыре картины. Его любимые жанры — полицейские триллеры, деревенские басни и хорроры про зомби или выживание в дикой природе. Но в этот раз он рассказывает историю очень человечную, очень теплую и, несмотря на горький сюжет, очень нежную. И оптимистичную, потому что за расставанием следует взросление и преображение.


«Далекие близкие»

KION

KION

Самый добрый российский фильм года и по совместительству долгожданный полнометражный дебют уральского вундеркинда Ивана Соснина. Ваня строит настоящую киноиндустрию в Екатеринбурге, отказывается оттуда переезжать и делает ставку на душевные короткие метры, снятые для разных брендов и при этом несущие социальный смысл. «Далекие близкие» тоже кино очень социальное — это путешествие из Хабаровска в Москву через большую-большую и прекрасную-прекрасную страну.

Главный герой — стареющий учитель географии, который никогда никуда не ездил. Сын дарит ему современный телефон — и мужчина вдруг знакомится с женщиной. Но оказывается, что она из Москвы. Тогда без пяти минут пенсионер отправляется в первое путешествие в своей жизни. А водителем и оруженосцем становится его собственный сын, которому как раз нужно съездить в Москву, чтобы продать дом на колесах.

Сына играет Филипп Авдеев, женщину из прекрасного далека — Елена Яковлева, а забавных попутчиков — Кирилл Кяро и Екатерина Агеева. Но звезда номер один в этом ансамбле — актер Евгений Сытый, скончавшийся в марте этого года. Это его последняя роль в кино, его доброе завещание и подарок всем, кто остался. По-моему, Евгений Сытый для российского кино был — или мог стать — тем же, чем и Евгений Леонов для советского.


«Экспресс»

Okko

Okko

Лучший российский фильм года для меня — это «Экспресс» Руслана Братова — смешная, чудная и мудрая поэма про жизнь в Черкесске. Что-то вроде Эмира Кустурицы, только в наших краях, с нашими проблемами и нашей болью.

Жанр фильма — криминальная авантюра. Герой — обыкновенный пацан, черкес Саша Сосланов по прозвищу Сос. Он обожает так называемые экспрессы — хитрые ставки на спорт, которые выигрывают только тогда, когда сбываются абсолютно все прогнозы. Весь фильм Сос вместе со зрителем ждет, доедет ли его экспресс. А еще этого с нетерпением ждут местные бандиты, роковые красавицы и верные друзья Соса.

Любой другой режиссер с таким сценарием принялся бы подражать Гаю Ричи, а Братов вдруг берет и ставит на магический реализм, на абсурдный юмор, на волю к жизни вопреки безнадеге вокруг и на поиски парадоксальной красоты в нищей обыденности. И все его ставки в этом фильме взяли да и сыграли!

Фото: «Кинологистика»

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости