14 июля в «Гоголь-центре» писатель, журналист и режиссер Михаил Зыгарь* расскажет о работе в горячих точках на литературном фестивале «Вслух» (проводит лекторий «Прямая речь»). В афише вечер значится как «диалог с самим собой». Поговорили с Михаилом Зыгарем* о формате выступления, о его книге «Война и миф» и современном российском театре.
«Гоголь-центр»
Казакова, 8Мы долго думали вместе с организаторами «Прямой речи», как назвать мое выступление, и решили, что правильнее всего будет охарактеризовать его как «диалоги с самим собой». Это будет не лекция, конечно, не чтение отрывков из книги, хотя я буду говорить на темы, которые имеют отношение к моей самой первой книге «Война и миф». Расскажу несколько историй, которые связаны с теми годами, когда я работал военным корреспондентом в газете «Коммерсант» и ездил в горячие точки. Часть из них была опубликована, но большинство историй я не описывал – буду рассказывать очень личные вещи о том, что со мной происходило, когда писал книгу, как я потом переосмыслил это, как эта книга повлияла на меня и почему я решил ее переиздать. Мне кажется, темы, которые были важны 10 лет назад, когда книга только была написана, стали еще важнее в связи с тем, что произошло в нашей стране за последние годы.
По прошествии времени понял, что многие вещи, которые тогда казались слишком вызывающими, откровенными или шокирующими, остались за кадром. Сейчас обнаружил, что некоторые моменты, которые не являются частью парадной картинки, еще интереснее и рассказывают больше правды о том, что происходило со мной. И вообще о том, что происходит с психологией в горячих точках: как сильно меняется, за что несет ответственность и чем рискует человек, который ментально оказывается в состоянии войны. Именно поэтому для выступления я подобрал совсем другие воспоминания. По сути, из них можно было бы составить новую книгу, потому что в 2007 я писал в основном про переживания других людей, а сейчас подобрал те моменты, которые по-настоящему потрясли именно меня.
В прошлые века многие люди хотели попасть на войну – думали, что там можно совершить подвиг. Сейчас далеко не все к этому стремятся, но для военных корреспондентов это та самая возможность подвига. Мне повезло больше, чем другим коллегам, – я свободно говорю по-арабски, поэтому естественным образом отправился на войну в Ирак. А потом долго продолжал ездить по горячим точкам сначала на Ближнем Востоке, затем в Центральной Азии. Конечно, я к этому стремился, хотел показать, что я круче, что могу сделать то, чего не могут другие. Меньше чем через десять лет эта первоначальная мотивация перестала работать. Я приложил много усилий, чтобы слезть с этой адреналиновой иглы, на которую подсаживаются многие журналисты.
Я считаю, что шутить можно обо всем. О войне нужно шутить, потому что всегда нужно разговаривать с аудиторией на том языке, который она хочет слышать. Люди любят смешные истории. Говорить с уверенной серьезностью на любую тему, наверное, можно, но не всегда нужно. Мне кажется, что и про войну иногда стоит говорить с иронией, а иногда с отвращением. Иногда можно смеяться, даже когда думаешь про самое страшное.
В современной России театр – самый передовой вид искусства. Если посмотреть по сторонам, например, есть соседняя страна Украина, которая переживает музыкальный бум. Там вся самая смелая и актуальная творческая мысль бьется вокруг музыки, а в России на переднем рубеже оказался театр. Может, это происходит потому, что театральное пространство и аудитория маленькие, на театральных режиссеров и актеров не наложена та колоссальная коммерческая и политическая ответственность, которая накладывается на кинорежиссеров, и поэтому в театре можно экспериментировать.
В театре проще быть смелым, и мне кажется, что мой проект «Мобильный художественный театр» – это часть общей тенденции. Мне хочется, чтобы театр был более доступным и чтобы не тысячи людей, а десятки, сотни тысяч при помощи сервиса «Мобильный художественный театр», который я разрабатываю, могли бы стать частью этого нового, современного театрального искусства.
В театр, который физически находится в здании, могут ходить люди, которые живут где-то неподалеку. В Мобильном театре похожая проблема – действия спектакля связаны с конкретным районом конкретного города. Но преимущество приложения в том, что даже если вы живете очень далеко от Москвы, то вы все равно можете скачать мобильное приложение и прослушать этот спектакль. В таком формате появляются новые возможности. Мы только начали – несколько недель назад открыли этот театр, у нас пока два спектакля, 6 июля будет третий. Но осенью мы перешагнем за пределы Москвы – будет первая постановка в Санкт-Петербурге. А в следующем году начнем выпускать спектакли и в других городах России.
14 июля в 20:00
Билеты: от 1 000 до 4 500 рублей
*признан иноагентом Минюстом РФ
02 июля, 2019