Мы задумались: что будет, если целый месяц каждый день ходить в театр? Корреспондент The City Дарья Клюшкина испытала это на себе и 30 дней вела дневник об увиденном и своих ощущениях. Публикуем первую часть, чтобы вы смогли не только почитать о спектаклях, но и увидеть, как этот эксперимент изменил Дарью, которая до этого ходила в театр как среднестатистическая москвичка (спойлер: редко). Эксперимент начался 15 января и закончился 13 февраля. Не пытайтесь это повторить!
Меня зовут Дарья Клюшкина. Мне 21 год, я студентка последнего курса «Журналистики» Высшей школы экономики. На эксперимент я решилась чисто из корыстных целей — хотела понять, как надо писать про театр. Есть только один способ — нужно больше смотреть и писать. Теперь жду билет в клуб анонимных театралов.
Театр «Практика»
Первый день эксперимента — в Музее Москвы. Давно мечтала сходить в «Практику» на «Мастерскую Брусникина». Я волновалась — боялась, что разочаруюсь или просто ничего не пойму.
Публика мне показалась приятной — разношерстная: розовые кудри, бритые головы, джинсы-трубы, дреды и шоперы. Ничего удивительного — как чуть позже отметит мужчина в очереди передо мной: «Ну а что ты хотел. Театр-то молодежный!» В такой пестрой компании начинаешь считать себя самой большой заурядностью.
Смотрели абсурдистскую пьесу про кумовство, коррупцию и пренебрежение всем человеческим «Когти в печень (никто не вечен)». По сюжету воспитанники интерната № 13 решили преподать урок обидчикам — администрации и учителям.
Испытала нереальный восторг, который длился все час пятнадцать. Это одна большая гипербола проблем бюрократической системы. Главные злодеи, конечно, раскаялись, хотя в жизни просто извиниться недостаточно. Но это ничуть не портит спектакль!
Оценка: 10/10
МХТ имени А. П. Чехова
В МХТ я приехала на съемку — писали пресс-показ спектакля «Космос». Я заранее посмотрела пьесу Житковского, чтобы быть в контексте.
До пресс-показа мы поговорили с Олегом Гаасом и Евгенией Добровольской. Гаас отвечал как примерный студент: четко по тексту и ровно столько, сколько попросили. Добровольская торопилась, нервничала, хотела спокойно подготовиться к спектаклю — а тут мы.
«Космос» — история про преподавательницу иностранного языка, которая страдает, страдает и еще раз страдает. Она учит детей английскому, чтобы они свалили из этого маленького городка и «не лежали на местном кладбище одноклассников».
Такие истории про жизнь в российской глубинке мне откликаются, есть в них что-то по-настоящему русское. Отдельный бонус за сцены уроков английского языка — они уморительны. Спектакль понравился, но вчерашний поход в «Практику» пока что № 1.
Оценка: 7/10
Театр наций
Theatreofnations.ru
Тут контингент постарше и понаряднее, чем в «Практике». Рядом со мной в буфете стояла дама на каблуках в черном платье в облипку. Она показывала подружке ролик — скорее всего, очень смешной — под «В Питере — пить».
«Любовницы» — еще один очень веселый спектакль про очень грустную судьбу. Актеры рассказывают о женском счастье на примере двух девушек. Одна юна — хочет учиться, путешествовать и сидеть в кафе. Другой под 30 — она мечтает о ребенке, муже и доме с красивой мебелью. Финал у героинь один — обе несчастны.
После спектакля поймала себя на мысли, что повестка по-прежнему актуальна, хоть сейчас феминистка — каждая вторая. Да, у женщин и мужчин все поровну, но у нас и зарплаты поменьше, и молодость покороче. Спектакль понравился, в какие-то моменты было даже немного грустно и страшно — потому что правда.
Оценка: 9/10
«Гоголь-центр»
Сегодня смотрела спектакль в записи дома. Впечатления абсолютно другие — никакого эмоционального всплеска. Но есть и плюс — безлимитный доступ к листовому чаю с чабрецом.
В «Гоголь-центре» я ни разу не была — очень хотела пойти, а тут он закрылся. Но я была наслышана о необычном подходе Кирилла Серебренникова — хоть в записи посмотрю. Спектакль лежит в открытом доступе на YouTube-канале театра.
Постановка напомнила мне о дедушке Коле. Он очень любил Сталина. Полтора года назад дедуля дал мне почитать толстенную книгу про Иосифа Виссарионовича. Вернуть я ее не успела.
Очень грустная постановка. Обидно не за Сталина, а за Прокофьева. А еще очень обидно за цветы: композитору не досталось даже гвоздички — только горшки. Весь спектакль актеры читали стихи, и это было здорово — ценителям и любящим погрустить точно зайдет.
Оценка: 6/10
Театр «Практика»
Идти на спектакль брусникинцев мне было очень радостно. Я знала, что «Круги/Фантазии» меня удивят и заставят смотреть не отрываясь. Зрительские ряды стоят друг напротив друга, а между ними сцена-подиум со светодиодной подсветкой. Было ощущение, что я буквально внутри спектакля — это как 5D-кинотеатр. Очень круто.
Актеры рассказывают восемь историй про разных людей, живущих в разное время. Их всех объединяет желание казаться кем-то другим, стать успешным или просто лучше своего окружения. Безработные хотят найти работу, но не прилагать усилий; дама из высшего света хочет быть на «ты» со слугами, но оставаться выше их. И так с каждой историей.
Спектакль просто отличный и даже завораживающий. Мне легче сравнивать с кино. Постановка похожа на что-то среднее между «Иллюзией обмана» и «Началом» Нолана. Я до последнего не понимала, каким будет финал.
Оценка: 10/10
Театр наций
Theatreofnations.ru
Поехала после работы и в который раз задалась вопросом дресс-кода. Кажется, что просмотр спектакля должен быть комфортным. Мы же приходим получать удовольствие, а все эти декольте, открытые спины, платья в пол, каблуки — разве это удобно? Я за комфортное искусство. Хотя, конечно, в Большой можно и нарядиться.
«Дядю Ваню» показывали с антрактом. Главная фишка спектакля — природа. Заметно, что режиссер хотел сделать фокус на проблеме экологии. Вся сцена и декорации из дерева, посередине стоит бассейн с водой (туда периодически падают актеры), с потолка льет импровизированный дождь.
Очень понравилась игра Евгения Миронова. Он по-хорошему сумасшедший — это круто. А про Юлию Пересильд есть забавный факт. Когда спектакль закончился и мы всей толпой направились к выходу, девушка передо мной вот так охарактеризовала актрису: «Слушай, а она такая прям мощная, крепкая. Ну а что, других у нас в космос не берут».
Но при всех этих плюсах «Дядя Ваня» не впечатлил. Помню, в школе пьеса Чехова тоже не вошла в мой личный топ книжек на лето.
Оценка: 7/10
Театр на Таганке
Tagankateatr.ru
В Театре на Таганке я в первый раз. Он небольшой и очень уютный, даже домашний. На входе в фойе я почувствовала резкий запах парфюма (обычная практика!). В театр не только надевают все самое лучшее, но еще и душатся как в последний раз.
«Поцелуй. Конармия» — история про любовь во время Гражданской войны. Не зацепило. Понравились только декорации — они и правда фантастические. Сюжет слишком сложно упакован. А когда человек не понимает, что происходит, ему скучно. Вот и мне было очень скучно.
Оценка: 6/10
Театр наций
Theatreofnations.ru
В фойе ко мне подошел сотрудник театра — он проводил опрос. На вопрос «Сколько раз вы бывали в Театре наций?» я ответила: «Три раза на этой неделе». Парень очень удивился, глаза стали больше ровно вдвое.
«Метод Грёнхольма» мне понравился. Это история про забитого офисного сотрудника, который очень хочет казаться крутым — получить хорошую работу и доказать родителям, что он все может сам. По законам жанра ничего не выходит — «крупная фирма» не берет его на должность мечты. И делает это премерзким способом.
На этот спектакль стоит идти хотя бы ради голоса исполнителя главной роли Сергея Чонишвили. Если ненадолго закрыть глаза, сразу представляется Вин Дизель. Или же Доминик Торетто (Чонишвили озвучивал персонажа. — Прим. ред.) — кому как больше нравится.
Оценка: 8/10
Театр наций
Theatreofnations.ru
Сначала в глаза бросилось имя режиссера — Константин Богомолов (я очень давно хотела на него пойти, но не попадала). А потом увидела, что спектакль «На всякого мудреца» идет почти четыре часа с двумя антрактами. Подумала, что не высижу и уйду раньше, — ошиблась.
Как правильно указали в брошюрке, от Островского не осталось почти ничего. Но оно и к лучшему. Это острая сатира на злобу дня — про олигархов, депутатов, их детей и приближенных. Актеры матерятся, кричат и общаются на «ты» со зрителем. «На всякого мудреца» ломает четвертую стену, и это круто! Точно самый крутой спектакль за эти дни.
Оценка: 10/10
Театр на Бронной
Mbronnaya.ru
В Театре на Бронной я впервые. Высокие потолки, хрустальные люстры, лепнина — все в лучших традициях богатых домов Патриарших.
Хочу признаться: минут 30 я проспала. Спектакль не впечатлил: это просто красивая постановка по пьесе Островского. Тем, кто читал и хорошо помнит сюжет, будет скучно, потому что никакой интриги нет. Но, наверное, она тут и не предполагается. Зато тут фантастической красоты декорации и костюмы — ставлю большой лайк!
Оценка: 5/10
Продолжение следует — впереди еще 20 спектаклей.
13 февраля, 2023