Корреспондент The City Дарья Клюшкина целый месяц каждый день ходила в театр и вела дневник об увиденном и своих ощущениях. О первых десяти спектаклях, которые она посмотрела, мы писали в середине февраля. Публикуем вторую часть нашего эксперимента.
«Современник»
Sovremennik.ru
В «Современнике» я была много раз, но чаще на Новой сцене. Сегодня пришла на Основную. В который раз убеждаюсь, что камерные темные залы мне намного ближе помпезных. Там неуютно.
На сцене только два актера. Одинокие пенсионеры говорят о разном — о плохом и о хорошем, но больше о плохом, — перекидываясь в карты. Мне было трудно высидеть два часа, потому что стало скучно. Играли отлично, гости смеялись, просто это не мое.
После спектакля созвонилась с папой — обсуждаю с ним каждую постановку. Он удивился, что Лия Ахеджакова до сих пор играет (с февраля 2023-го спектакли «Игра в джин» отменены. — Прим. ред.).
Оценка: 6/10
«Современник»
Sovremennik.ru
Следующий спектакль — легендарная постановка Галины Волчек. Кажется, что сам Антон Павлович Чехов точно остался бы доволен. Тут трепетно отнеслись к оригиналу и добавили атмосферы отличными декорациями и костюмами.
Отдельно отмечу вращающуюся сцену: скорее всего, для такого классического спектакля это новаторство. Постановку правда осовременили — первую версию показали еще в 1982-м.
Смотреть мне было не очень интересно, даже скачала игру «Три в ряд». К тому же я сидела в ложе дирекции и половину сцены не было видно.
Оценка: 5/10
Театр наций
Theatreofnations.ru
Сегодня я не одна: мне посоветовали взять кого-то с собой, потому что спектакль тяжелый и грустный — такое лучше проживать с другом на соседнем стуле.
Отдельного внимания заслуживает Новое пространство Театра наций — камерное, эстетичное и комфортное. А местный «буфет» — это элегантный винный бар с хорошими закусками. Советую паштет!
Зал очень уютный. Сцена и места для гостей находятся на одном уровне — все происходит на расстоянии вытянутой руки. Сам спектакль — восторг. Я уже поняла, что выделить лучший за месяц эксперимента невозможно, но «Толстая тетрадь» точно войдет в топ-5. Пронизывающая и по-настоящему жуткая история про маленьких мальчиков-близнецов, которые выживают во время Второй мировой в доме у бабки-ведьмы. Они истязают себя, чтобы привыкнуть к боли, просят милостыню, чтобы привыкнуть к бедности, и отказываются от еды, чтобы привыкнуть к голоду.
Актеры очень молодые. На поклоне артистов заметила кудрявую рыжую девушку — долго думала, кого она сыграла. А потом поняла, что старую бабку. Аплодирую стоя!
Оценка: 10/10
Театр на Таганке
Сегодня в театр я поехала на запись интервью. Нас провели внутрь через служебный вход, в зрительский зал мы прошли через закулисье. И как же здорово посмотреть, что творится за сценой. Разобранные декорации, актеры с незаконченным гримом, рейлы с костюмами — особенная атмосфера.
Мы общались с режиссером спектакля «Черная кошка, белый кот» Юрием Муравицким. Он сказал, что эта постановка — «фанатский сервис». Сюжет точь-в-точь как у Кустурицы. А главная фишка — клоунада, которая творится на сцене.
С первых минут становится ясно: это не спектакль, а цирковое представление. Все искусственное: цветы — пластмасса, кровь — красные ленты, а безумные прически актеров-клоунов — парики. При этом цыганская эстетика никуда не исчезла. Как и в фильме Кустурицы, главные герои готовы пойти на все ради богатства — обманут и обдерут до нитки.
Фильм я смотрела в детстве, но сюжет помню довольно хорошо — тут все так же. Спектакль мне очень понравился, ни в чем не разочаровал.
Оценка: 9/10
«Практика»
@praktika
Очень рада, что спектакль «Практики» выпал на выходной день. Точно знаю, что уйду довольная. В списке актеров увидела Владимира Канухина — он мне запомнился по сериалу «Конец света», там он сыграл черта-тиктокера — слугу сатаны.
Мне очень нравятся гости театра. Сегодня я сидела рядом с двумя молодыми людьми, которые хвалили «Мастерскую Брусникина» за музыкальность — почти каждый актер поет и играет на инструменте. В «Транссибе» было много песен — шансон под гитару, рок и народные напевы.
Это вербатим — документальный спектакль. Раньше я про такой формат не слышала. Студенты «Мастерской Брусникина» поехали по Транссибу и собрали истории пассажиров. Получился набор очень забавных сценок. Каждый хоть раз в жизни встречал бабку, которая скучает по социализму, пацана, который хочет писать рэп, или женщину средних лет, мечтающую о муже. Увидите их всех и еще несколько знакомых персонажей. Зрители смеялись все полтора часа, и я тоже. Отличный спектакль.
Оценка: 9/10
«Современник»
Sovremennik.ru
Последний спектакль моего марафона в «Современнике». Помню, как летом добавляла его в афишу для канала The City в Telegram. «Житие FM» по пьесе Ярославы Пулинович мне приглянулось еще тогда.
Это история про первое ковидное лето, которое к тому же выдалось очень жарким. Главные героини — три женщины: бабушка, ее дочь и внучка. Самая старшая, Алевтина Павловна, грустит об умершем от рака муже и пытается спасти единственное дорогое ей живое существо — больного пса Федора Михайловича. У ее дочки Маши кризис среднего возраста — она ходит к психологу, пьет антидепрессанты и мечтает работать в современной экологичной компании. А внучка Даша снимает видео в TikTok, чтобы на нее обратил внимание старшеклассник.
Сцена двухэтажная: снизу — квартира бабушки Алевтины (так называемое житие-бытие), сверху — неоновое пространство интернета. Такое зонирование хорошо сказывается на восприятии спектакля.
Оценка: 9/10
«Событие»
Сегодняшний спектакль — мой эксперимент. По понедельникам попасть на хороший трудно — в этот день у многих театров выходной. Но частные работают, а в Москве их оказалось очень-очень много.
Я выбрала театр «Событие», о котором никогда не слышала ни я, ни мои знакомые и друзья. Зато у спектакля «Любовь@Любовь» отличные отзывы в интернете.
Театр находится в переулке недалеко от «Курской». Снаружи он напоминает дешевый бар в подвале дома. Внутри все так же. На удивление сотрудники очень вежливы, а гости хорошо одеты. Я не смогла удержаться и спросила у семейной пары, почему они решили пойти именно сюда. Оказалось, что они из Иркутска, хотели во МХАТ, но попали в «Событие».
Спектакль — плоская бытовая комедия положений. Дамочка пустила домой знакомого, пока муж на охоте. К ней в гости нагрянула подруга, которая уверена, что нареченный ей изменяет. И конечно, оказывается, что этот ее муж — новый друг главной героини. Шутки несмешные, декорации просто нарисованы на стенах, зал маленький и душный. Находиться там было неприятно.
Оценка: 1/10
Театр имени А. С. Пушкина
Teatrpushkin.ru
Какое счастье было прийти в Театр имени Пушкина после вчерашнего приключения рядом с Курским вокзалом. Тем более я предполагала, что сегодняшний спектакль мне понравится.
Смотрела «Красавца мужчину» молодого и перспективного режиссера Данилы Чащина по Островскому. Все та же история про альфонса, который водит за нос влюбленных женщин, но в итоге сам остается ни с чем. Текст оригинала сохранен, но героев поместили в эпоху социальных сетей.
Очень понравился саунд-дизайн — казалось, что на сцене устроили техно-вечеринку. Не уступают и декорации — много неона и гигантская статуя Аполлона. Все вместе выглядит очень круто.
Оценка: 8/10
Театр Моссовета
Mossoveta.ru
В Театре Моссовета я была несколько раз, но на сцене «Под крышей» ни разу. Зал маленький, наверное, около 100 мест, сцена очень близко. Я такое обожаю: люблю рассматривать лица и эмоции.
Была на премьере «Прощай, любимая!». Перед началом спектакля выступил автор пьесы Сергей Решетов. Это его дебют, и он очень волновался. Рассказал, что это практически автобиография, собранная из студенческих записок, но в первую очередь — история про Москву.
Сам спектакль смотрится легко, но оставляет странное послевкусие. Антон мечтает стать крутым сценаристом. Он едет за мечтой в Москву, оставив на Дальнем Востоке девушку. Про нее он забудет уже через пару дней, когда внезапно полюбит лучшую подругу. А потом и ее забудет, променяв на симпатичную одногруппницу. И так много-много раз. Студент Антон будет влюбляться, расставаться и пробовать себя в большом кино.
Оценка: 7/10
РАМТ
Ramt.ru
Театр очень большой и очень пустой. Гостей и правда немного — спектакль «Эзоп» очень камерный. Я пришла за полчаса до начала, села в большую зеленую залу с хрустальными люстрами и включила Linkin Park. Слушать рок в такой помпезной обстановке — что-то фантастическое. Попробуйте как-нибудь.
«Эзоп» — это спектакль-басня про древнегреческого баснописца, вот такая тавтология. Никто точно не знает, жил Эзоп или нет, писал он что-то или нет — или писал, но под псевдонимом. Вот и сам спектакль — чистая фантазия, собранная из басен.
Очень понравился Евгений Редько — он сыграл Эзопа. Тот самый случай, когда харизма и мастерство заставляют смотреть не отрываясь.
Первый спектакль за последние несколько дней, который я смотрела не в трансе, а с улыбкой. Да, на 20-е дни эксперимента я перестала испытывать яркие эмоции. Думаю, это абсолютно нормально: если каждый день есть пашот, даже яйцо вкрутую будет интереснее.
Оценка: 9/10
20 февраля, 2023