В Пушкинском идет выставка «После импрессионизма». И вот почему вам стоит на нее сходить

В Пушкинском идет выставка «После импрессионизма». И вот почему вам стоит на нее сходить

В ГМИИ имени А. С. Пушкина стартовала масштабная выставка «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством». Здесь собрали лучшие работы отечественных и западных модернистов, выставили их в хронологическом порядке, и получился настоящий гид по живописи русского авангарда и европейского модернизма. Сходили на выставку и теперь рассказываем вам, почему ее обязательно стоит посетить.

В Пушкинском идет выставка «После импрессионизма». И вот почему вам стоит на нее сходить
Анна Владимировна Познанская
куратор, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Изначально мы должны были делать совместный проект с Национальной галереей в Лондоне, но весной прошлого года стало понятно, что этого не произойдет. Тогда решили пойти по своему пути, и перед нами стояла действительно сложная задача. С одной стороны — открыть выставку, созвучную лондонской, с другой — не подражать им и сделать упор на русском искусстве и его самодостаточности. Приходилось укладываться в сжатые сроки — проект готовился меньше года.


Увидеть много хороших картин

Что такое модернизм и чем занимались его представители?

В Пушкинском идет выставка «После импрессионизма». И вот почему вам стоит на нее сходить

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877

На этой выставке принципиально новый подход к выбору экспонатов. Если раньше кураторы музея как бы переселялись в тела коллекционеров и пытались визуализировать их подход и вкус, то тут задача стояла другая — показать более объемную картинку. Именно поэтому в экспозиции работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Ильи Репина, Валентина Серова, Казимира Малевича и других.

В разговоре о модернизме в голове сразу всплывает французское искусство — и это справедливо, так как оно очень долго задавало тон. Но поскольку, по задумке, западная живопись находится в диалоге с русским искусством, то важно посмотреть, что в это время происходило в России. В начале XX века русская культура развивалась в тени Парижа, но позже осознала, что у нее есть свой путь. Там, где остановились французы, наши продолжили — и создали авангард.


Проследить эволюцию художников и увидеть неожиданные картины

Как на выставке пересмотрели работы импрессионистов?

В Пушкинском идет выставка «После импрессионизма». И вот почему вам стоит на нее сходить

Поль Гоген. Кафе в Арле. 1888

Раньше в музее всегда показывали работы импрессионистов либо по школам, либо по жанрам, либо по коллекциям. А на этой выставке картины расположены в хронологическом порядке, и это важно, поскольку можно сравнить, как менялась манера автора. Хорошо видна эволюция художников, и складывается другое впечатление — более целостное.

Кроме того, кураторы выставки стремились выбрать нетривиальные картины, которые до этого не особо видел массовый зритель. Именно поэтому работы собирали из более чем 20 отечественных музеев и частных коллекций. То есть на выставке можно посмотреть на тех же известных многим мастеров, но под другим углом.

Это хорошо прослеживается в зале под названием «Новая классика». Считалось, что модернисты противостояли художественной классике и уходили от академических тем. Но нет. Например, они также работали с обнаженным телом и образом Венеры. Иллюстрацией тому служат картины Петрова-Водкина, Сезанна и Гогена.


Узнать, когда картины перестали быть веселыми, и увидеть оптическую иллюзию

Что такое пуантилизм и гротеск?

В Пушкинском идет выставка «После импрессионизма». И вот почему вам стоит на нее сходить

Винсент Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (пейзаж с повозкой и поездом). Июнь 1890

Пуантилизм — это направление, в основе которого лежит мазок и разделение цвета. Если близко подойти к полотну, заметно, что оно все состоит из маленьких точек, а издали напоминает обычный тональный пейзаж. То есть создается некая оптическая иллюзия, которую можно увидеть, только изучив картину. В России очень мало работ в стиле пуантилизма, и ознакомиться с ними — хорошая мотивация для похода на выставку.

Картину Жоржа-Пьера Сёра «Форт-Сансон, Гранкан» (он был одним из ярких представителей этого направления) привезли из Санкт-Петербурга. И здесь же показали работу Казимира Малевича «Пейзаж», который также воздал должное этой технике.

Кроме того, в экспозиции целый зал посвящен жанру гротеск. Привычно, что в основном модернисты работали с цветом (последователи Ван Гога и Гогена) или формой (ученики Сезанна и Пикассо). Но на самом деле на рубеже XIX–XX веков большое значение приняла линия, транслирующая на полотне смятение художника. Тогда же стало понятно, что картина не всегда должна быть красивой и развлекающей, она может показывать сложные, в частности негативные, человеческие эмоции. Гротеск нашел отражение в немецком импрессионизме, которого практически нет в России, но на этой выставке представлены графические работы Макса Пехштейна и Карла Шмидта-Ротлуфа.

Выставка идет до 20 августа
Билеты по 600 рублей

Фото: представлены пресс-службой ГМИИ имени А. С. Пушкина

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться