В издательстве «Бомбора» вышла книга Елены Крижевской «Непарадная Москва: доходные дома в историях и фотографиях». Она посвящена архитектурному богатству города — особнякам XIX и XX веков. Публикуем отрывок про столичные здания на Патриарших прудах.
Большая Садовая, 10
Продумывая маршрут по доходным домам Москвы, я хотела начать с другого здания в районе Патриарших прудов, но дом на Садовой, 10, решил, что первым должен быть он. Мистические силы подсуетились, и вот доходный дом Пигита, где находится «нехорошая квартира» № 50 из «Мастера и Маргариты», стал первым в моем списке.
Дом на Большой Садовой улице был построен в 1903–1904 годах по проекту российского архитектора польского происхождения Эдмунда Станиславовича Юдицкого (российский архитектор польского происхождения, один из видных мастеров московского модерна. — Прим. ред.). Фасады дома оформлял зодчий Антонин Аристархович Милков. Время работы обоих мастеров пришлось на расцвет стиля модерн в Москве, поэтому и дом спроектирован в этом восхитительном и романтичном стиле.
Доходный дом на Большой Садовой выстроен для купца и табачного фабриканта Ильи Давидовича Пигита, основателя известной фабрики «Дукат». Пигит в феврале 1902 года подал прошение в Московскую городскую управу о разрешении снести расположенные на участке постройки и выстроить многосекционный доходный дом. Строение вдоль Садовой улицы имеет пять этажей, во дворе к нему перпендикулярно примыкают два корпуса на четыре этажа. Корпус с мастерскими замыкает двор, образуя широкий двор-колодец.
Главный фасад дома оформлен в стиле венского «Сецессиона», присущего школе одного из основоположников архитектуры модерна Отто Вагнера. Балконы и многочисленные эркеры на главном фасаде закруглены и обильно украшены лепным растительным орнаментом и необычными спиралями. Балконы на втором этаже служат массивными козырьками над парадными входами в подъезды. В оформлении фасада было использовано несколько цветов — начиная с насыщенного синего цвета майоликовой плитки на пятом этаже, переходя затем из светло-фисташкового в чуть более темный. Лепнина и элементы декора подчеркнуты белым и горчичным цветом. Такой яркий фасад цепляет взгляд, заставляя рассматривать дом и восхищаться им. По архивным данным, оригинальное цветовое оформление было восстановлено в 2018 году во время реставрационных работ.
Элементы стиля модерн мы можем заметить и во внутреннем убранстве парадных лестниц дома. Про доходный дом Пигита Дмитрием Опариным написана замечательная книга «Большая Садовая, 10». В ней собрано множество фотографий интерьеров квартир, включая самую роскошную и большую, десятикомнатную квартиру Пигитов (№ 5 на третьем этаже). К сожалению, подлинные интерьеры были утрачены в 1990-е годы, во время бума на евроремонты. Зато уцелели парадные вестибюли и оформление лестничных клеток со стороны главного фасада. На полу в одном из подъездов на всех лестничных площадках до сих пор лежит метлахская плитка с так называемым черепаховым рельефом, имитирующим мозаичное покрытие. Фирма по изготовлению керамической плитки была основана в 1841 году в городе Метлахе членами двух семей — Виллеруа и Бох.
Во время раскопок в Метлахе в 1852 году обнаружили римскую виллу с мозаичным полом. В раскопках принимал участие Эжен Бох. Позднее он придумал дизайн плитки, имитировавшей мозаичное покрытие. Лестница дома Пигита украшена богатым кованым ограждением с рисунком в стиле модерн.
Вестибюли обоих подъездов оформлены лепниной с нежным растительным орнаментом, а на двух лестничных площадках я увидела витражные окна с подобным рисунком. В углу одного из окон примостилась улитка. Витражи были воссозданы по сохранившимся элементам. Уцелели также мраморные подоконники, доломитовые ступени и деревянные профилированные перила. Интересна судьба домовладельца Пигита. В 1867 году он вместе со своим братом поступил рабочим на московскую табачную фабрику, а со временем дослужился до должности директора!
В 1891 году он открыл собственную табачную фабрику «Дукат», тогда же стал купцом второй гильдии. К 1911 году численность рабочих на предприятии достигала 800 человек. Как вам карьерный рост от рабочего до фабриканта в то непростое время? В 1915 году Илья Пигит умер. Фабрику и имущество он завещал четырем племянникам. Своих детей у четы Пигитов не было. Племянники жили вместе с Пигитами в квартире № 5.
Сюда в 1918 году к одной из племянниц Пигита, Анне, перед покушением на Ленина приезжала Фанни Каплан. Девушки познакомились на каторге, куда обе попали за революционную деятельность. Фабрика после революции была национализирована и просуществовала все советское время под тем же названием. Затем ее поглотила международная компания Japan Tobacco, но выпуск продукции продолжался вплоть до 2016 года. В доходном доме Пигита было 75 квартир. Все, кроме владельческой квартиры № 5, имели от четырех до шести комнат и сдавались внаем.
Во дворе в корпусе с мастерскими, которые в описи 1914 года значились как студии, жили и работали художники и люди искусства. Мастерские можно легко узнать по огромным окнам, выходящим во двор. В мастерской № 36 поселился Николай фон Бооль, художник и управляющий имперскими театрами и училищами. В 1937 году ее выделили скульптору Митрофану Рукавишникову, затем там работал его сын, сейчас это мастерская его внука, скульптора Александра Рукавишникова. Дверь в их квартиру ярко разукрашена, не заметить ее невозможно!
Мастерская Петра Кончаловского
В мастерской № 38 несколько лет жил и работал меценат Николай Рябушинский, затем сюда въехал Петр Кончаловский. Во время Первой мировой войны в гостях у дочери, жены Кончаловского, жил и работал художник Василий Суриков. В 1917 году Кончаловский переехал в мастерскую № 40, а в мастерскую № 38 въехал театральный художник Георгий Якулов.
В 1918 году дом был национализирован и стал домом рабочей коммуны 15-й литографии. Квартиры превратились в коммунальные и были заселены сотрудниками типографий, а также рабочими фабрики «Дукат».
С 1921 по 1924 год в доме в одной из комнат коммунальной квартиры № 50 жил писатель М. А. Булгаков. В квартире тогда было 16 соседей. Быт, склоки и сами персонажи были описаны в романе «Мастер и Маргарита» и рассказе «№ 13 Дом Эльпит-Рабкоммуна».
Здесь же были написаны «Белая гвардия», «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Михаил Афанасьевич мечтал поскорее уехать из «проклятой» квартиры № 50, и летом 1924 года он переехал в одну из комнат квартиры № 34, а в конце года и вовсе уехал из дома.
Квартиры уплотнялись с каждым годом все больше и больше. Известно, что в 1944 году население дома было 767 человек, а в квартире № 50 в 1940 году жило уже 34 человека. В 1960-е годы началось массовое расселение коммуналок. В 1978 году в доме осталось 355 человек. Сегодня дом заполонили офисы, но есть в нем и два музея. Один из них — музей Михаила Булгакова. Второй находится в квартире № 40 (точнее, мастерской). Это мастерская художника Петра Кончаловского. Билеты продаются в кассе музея Булгакова.
Ермолаевский, 13 / 31
Доходный дом на углу Ермолаевского и Малой Бронной улицы был выстроен в 1911 году для князя Александра Дмитриевича Сидамона-Эристова. Князь происходил из старейшего грузинского рода, который получил свое имя от «эриставов» (дословно, «глава народа» — «эри» — «народ» и «тави» — «глава»; в русском прочтении эристав — грузинский титул, в античной и раннесредневековой Грузии обозначавший государственную должность (губернатор), а в более позднее время — наследственный статус феодала. В грузинской аристократической иерархии этот титул занимал третье (после мэпэ — царей и мтаваров — владетельных князей) место и соответствовал правителю крупной провинции. — Прим. ред.) — предводителей рода.
Князь Александр Дмитриевич служил в Министерстве внутренних дел, а также был почетным членом ряда благотворительных организаций. Для Эристовых архитектор из Петербурга Виктор Андреевич Величкин построил одновременно два доходных дома по соседству. Князь с семьей жили на Садовой-Кудринской, 32, а доходный дом на Малой Бронной, 31/13, предназначался исключительно для сдачи квартир внаем.
Оба доходных дома для князя выполнены в стиле неоклассицизм. Они даже похожи друг на друга: колонны, полукруглая арка над входом и декоративный барельефный фриз над третьим этажом. Виктор Величкин получил образование в Петербурге, был членом Петербургского общества архитекторов, а также состоял архитектором страхового общества «Россия». Он является автором известной гостиницы «Савой» и шести доходных домов в Москве. Причем при строительстве гостиницы Величкин повторил прием с полуротондой, который применил сперва в доходном доме князя Сидамона-Эристова на Малой Бронной.
Угол перекрестка Ермолаевского и Малой Бронной зодчий выделил полуротондой с колоннами. Колонны и декоративные портики украшают фасад второго и третьего этажей вдоль обеих улиц. Внутри дом оформлен скромно и строго: совсем простые металлические балясины на лестнице задают определенный ритм движению вверх или вниз. В одном из подъездов уцелела расстекловка окон «лучами», сохранились также каменные ступени, плитка и некоторые деревянные двери.
Неизвестно, что стало с князем после революции. Историю дома проследить оказалось проще. С 1930-х годов он был передан в ведение Министерства обороны СССР и стал заселяться видными советскими военачальниками, а в 1939 году были надстроены еще два этажа. После Великой Отечественной войны советскими архитекторами М. Дзисько и Н. Гайгаровым рядом был выстроен еще один ведомственный дом (№ 9), тоже в классическом стиле с колоннами и даже со львами на воротах. Туда планировали заселить высший командный состав.
Чуть позднее, в 1947 году, к дому 13 в Ермолаевском переулке был пристроен еще один объем в том же стиле, что и доходный дом князя Эристова (строение 4). Со стороны вообще не скажешь, что это — новая часть дома. Три дома хорошо смотрятся рядом, стилистически похожи и представляют собой единый комплекс зданий, хотя и были выстроены в разные эпохи.
Садовая-Кудринская, 23
На Садовом кольце, напротив доходного дома князя Эристова, находится незаурядное здание, спроектированное то ли загадочным архитектором Чижиковым, то ли известным мастером московского модерна Густавом Гельрихом, о чем пишет автор многочисленных книг о московской архитектуре Мария Нащокина. Это доходный дом М. Н. Чижиковой, выстроенный в 1901–1902 годах. На архивных чертежах стоит подпись А. Л. Чижикова, родственника владелицы дома. Возможно, инженер Чижиков участвовал в проектировании, а может быть, просто поставил свою подпись для ускорения процедуры утверждения проекта, подготовленного недавно приехавшим в Москву немецким архитектором Гельрихом. Никаких сведений о других постройках Чижикова нет. По подтвержденным данным, Гельрих позднее работал с ним и проектировал еще один доходный дом в стиле модерн на участке по соседству, однако тот проект так и остался нереализованным.
Зодчий использовал в ходе работы приемы, которые были применены в доходном доме № 23. В 1940 году четырехэтажный дом был надстроен еще тремя этажами, которые, конечно, исказили его архитектурный облик. Однако на удивление, несмотря на перестройку дома в советское время, доходный дом Чижиковой сохранил не только свой яркий декор на фасаде, но даже оригинальный козырек с коваными элементами над парадным входом. На средней части двухэтажных эркеров помещены красивые керамические панно с розовыми кустами, выполненные на Абрамцевском заводе.
Эркеры заканчиваются балконами с оригинальными коваными ограждениями. При надстройке балконы и ограждения на новых верхних этажах выполнили по рисунку изначальных. В доме почти не уцелели окна. До наших дней дожило лишь окошко над входной дверью с красивым плавным рисунком, полукруглое окошко над балконом с необычной треугольной форточкой, а также подлинные деревянные окна на первом этаже слева от входа, куда мы еще заглянем.
Мимо этого дома я пройти не могла и, заглянув внутрь, была поражена тому, что внутри сохранилась не только подлинная метлахская плитка, доломитовые ступени, деревянные перила, кованые лестничные ограждения, но даже и оригинальные деревянные двери почти во все квартиры. Над ними зодчий поместил резное деревянное панно, так называемое десюдепорт (декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проемом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам. — Прим. ред.), с цветами, напомнившими мне васильки. Многие резные панно дожили до наших дней.
Лестничная клетка в надстроенных этажах отличается простотой оформления. Потолки здесь ниже, лестничные ограждения и двери — проще. В той самой квартире на первом этаже, в которой сохранились деревянные рамы, вот уже почти полвека размещается мастерская семейной династии художников Переяславец. Я познакомилась с младшей из них, Ксенией Дроновой, а мастерскую еще в 1975 году получил ее дедушка, художник Владимир Переяславец. Все здесь пропитано творческой атмосферой. На стенах висят картины деда и мамы Ксении, стоят скульптуры дяди, там и тут лежат рисунки сестры. В мастерской полностью сохранилась отделка комнат, межкомнатные двери, даже ручки, чувствуется дух творчества. В центре просторной комнаты стоит камин, сложенный по эскизам самого Врубеля, да еще какой камин — один из самых красивых!
Мастерская Марии Переяславец
В других квартирах дома также сохранились абрамцевские камины. Фото одного из них мне прислала подписчица. Как хорошо, что камин с клубничками и мастерская находятся в правильных, ценящих искусство и историю руках! Частичка художественного мира теперь будет жить и у меня дома — я не смогла уйти без картины, написанной мамой Ксении — Марией Переяславец.
Читайте также
04 мая, 2023