Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

Если вам приелись типичные бизнес-пространства внутри бывших заводов, то эта подборка для вас. Собрали неочевидные (и даже незаслуженно забытые) варианты современной промышленной архитектуры от Электрозаводской до Малого Козихинского.

«Богатырь»

ул. Краснобогатырская, 2

Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

Это суровое здание бывшего завода по производству резиновых изделий «Богатырь», основанного банкиром Лазарем Поляковым, а после революции названного «Красным богатырем». Главный корпус фабрики построил ведущий мастер московского модерна, архитектор Густав Гельрих из Гамбурга, поэтому в архитектуре заметно влияние немецкого рундбогенштиля («стиль круглой арки»). Напротив него раскинулся конструктивистский городок для рабочих 1920-х годов и множество дополнительных заводских построек и складов. Найти завод несложно по пожарной каланче, которая возвышается над Богородским.

После закрытия резинотехнического производства на территории появилось что-то вроде кластера со множеством разных арендаторов — от шиномонтажа до мастерских художников и гонг-медитации. В ближайшем будущем здесь запланирована реновация, поэтому не стоит затягивать с визитом.


Электрозавод на Яузе

ул. Электрозаводская, 21

Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

Недалеко от «Богатыря» находится следующий шедевр промышленной архитектуры — Электрозавод на Яузе. Его грандиозный неоготический корпус начали строить до революции по проекту Георгия Евланова. По задумке архитектора весь завод должен был быть богато украшен и выполнен в неоготическом стиле — с окнами-розами, витражами и башнями, напоминающими ратушу. После государственного переворота от этого неэкономного плана отказались, однако средневековый дух сохранили — въезд на завод украшают четыре готические башни, а дворы напоминают улочки древнего города.

В 1920-х здесь размещались разные предприятия, а в 1928-м комплекс получил общее название — Электрозавод, который впоследствии разделили на три разных завода — МЭЛЗ, АТЭ и МТЗ. Здесь впервые в СССР освоили производство больших трансформаторов, цветных кинескопов и электроламп. Именно первой лампочке посвящен иммерсивный спектакль-прогулка «Красный Вольфрам», который проходит по цехам предприятия — 21 подлинная история героев технической революции, подаривших свет миллионам советских людей. А как увидели Электрозавод московские художники, можно посмотреть на выставке «Первый индустриальный пленэр» с 24 мая по 25 июня в Центре Гиляровского. В экспозиции — лучшие работы, созданные во время пленэрных занятий под руководством художника-педагога Дарьи Градолиевны на закрытой территории Электрозавода.


Фабрика Эрманс

ул. Воронцовская, 10

Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

Ныне «Мосхимфармпрепараты», и ее водонапорная башня — доминанты улицы. В 1907 году, когда была построена фабрика, вокруг нее был промышленный район. По соседству располагалось, например, известное табачно-гильзовое производство «Катык» — его псевдоготическое здание со множеством деталей находится на Воронцовской, 35.

Фабрика Эрманс выполнена в более строгом стиле — функциональная, рациональная, с минимумом украшательств. Ее здание построено во время повального, хоть и довольно короткого периода увлечения модерном — закругленные проемы, аккуратный эркер, минималистичные башни. И если к готике в Москве уже привыкли, то северного модерна в городе куда меньше (к этому больше тяготеет Санкт-Петербург). В 1918 году фармакологическое производство француза Эрманса было национализировано, и сейчас «Мосхимфармпрепараты» считается старейшей российской фармацевтической компанией.


Дом на Садовнической

ул. Садовническая, 57

Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

Один из редких примеров удачного перевода индустриальной архитектуры в жилую. Трехэтажное краснокирпичное здание изначально было винным складом, который входил в империю водочного короля Петра Смирнова. Здания, связанные с легендарным миллионером из крепостных, раскиданы по всей Москве: дом Смирновых у Чугунного моста или, например, бывший «Винторг».

Здесь стоит обратить внимание на тщательно сохраненную кирпичную кладку и деликатное отношение к архитектурным деталям. Этот дом — отличный образец промышленной московской архитектуры XIX века.


ГЭС-1

ул. Садовническая, 11

Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

После громкого обновления ГЭС-2 многие забыли о номере 1 — старейшей действующей электростанции в России. ГЭС-1 (тогда — Раушская электростанция) была построена по указу императора Александра III в 1896 году. Изначально станция представляла собой всего три здания по проекту архитектора Николая Басина — машинный зал, котельная и заводоуправление. Это была первая в Российской империи станция, дающая переменный ток.

Ее несколько раз перестраивали, увеличивали площадь, здания сносили и накладывали буквально одно на другое. Лучший вид на конструктивистское строение станции открывается с Москворецкой набережной, а посмотреть на начальную стадию можно с Садовнической улицы — проходная МОГЭС находится как раз на краснокирпичном складе конца XIX века.


Скоропечатня Левенсона

Малый Козихинский пер., 9, корп. 7

Бывший завод резиновых изделий и скоропечатня Левенсона: 5 неочевидных индустриальных локаций Москвы

Это изящное, несколько сказочное здание 1900 года стало одной из первых московских построек в стиле модерн, который в тот период только входил в моду. Однако архитектор Шехтель не ограничивался трендами: он стилизовал типографию под нечто среднее между русским теремом и средневековым замком, украшенным арками, башнями и шпилями. Именно в этой фантазийной постройке печатали свои сборники Цветаева и Эфрон, и здесь же была напечатана первая книга Чехова — «Сказки Мельпомены».

Во время реставрации в 2013–2016 годах зданию вернули первоначальное цветовое решение, лепной декор и барельефы, а также привели в приличный вид все сказочные башенки и витиеватые металлические украшения.

Текст: Алина Пчелинцева

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

24 мая, 2023

Новости