«Из анекдота можно снять один сезон!» Интервью с кинокритиком о продолжениях известных сериалов

«Из анекдота можно снять один сезон!» Интервью с кинокритиком о продолжениях известных сериалов

Николай Никулин — один из самых успешных кинокритиков нашей страны. Поговорили с ним о том, как новые сезоны популярных проектов оказываются провальными, почему сериалы заранее пишут с намеком на продолжение и что не так со второй частью фильма «Аватар».

Про разницу концепций новых сезонов сериалов

Когда создается какой-то единый мир с едиными героями, за которыми интересно следить, становится неважно, какой сезон про них вы смотрите. Допустим, «Санта-Барбара» или «Секс в большом городе» — аудитория у них есть, и она готова долго следить за этими героями в предлагаемых обстоятельствах.

«Из анекдота можно снять один сезон!» Интервью с кинокритиком о продолжениях известных сериалов

Кадр из сериала «Фарго»

А есть «Настоящий детектив» и «Фарго» — такие сериалы-антологии, где в одном сезоне мы смотрим, можно сказать, даже один большой фильм, а в другом сезоне — уже другой фильм.

Есть вообще сериалы, где каждая серия — это отдельно взятая история. Например, «Черное зеркало» — тут все зиждется на том, что ты понимаешь этот концепт и смотришь каждый отдельный эпизод. И если один из них тебе не понравится, то ты просто переключишь на следующий.

В случае же с сериалами, где действительно одна сюжетная линия и одни и те же герои, тебе либо зайдет пилотная серия, либо не зайдет — и дальше смотреть эту историю ты, конечно, не станешь.


Есть тренд на советских маньяков

Необходимо учитывать тот факт, что все-таки сериалы, у которых есть успешные продолжения, создают единые правила. Вот ты приходишь в театр и видишь просто сцену и черную занавеску за актерами — и ты принимаешь правила этой условности. Или же приходишь в незнакомую компанию, где люди начинают шутить и тебе почему-то несмешно. Зато в знакомой компании тебе смешно, потому что у тебя есть контекст, узнаешь — это свои люди.

«Из анекдота можно снять один сезон!» Интервью с кинокритиком о продолжениях известных сериалов

Кадр из сериала «Очень странные дела»/Netflix

В сериалах «Фарго», «Настоящий детектив» или «Очень странные дела» это есть — та стилистика и тот узнаваемый мир, который тебе приятен и где ты чувствуешь себя даже героем. Наблюдателем, но не персонажем.

В российской же действительности такой мир воссоздать сложно. Обычно это либо 1990-е, либо какая-то советская действительность. Вот, например, есть тренд на советских маньяков. «Метод», «Фишер», «Хрустальный» — да, это очень интересный тренд, который, в принципе, работает.


Про сериалы с провальным продолжением

Первый сезон сериала «Мир Дикого Запада» был интересен концепцией роботов, противостоянием и вообще их взаимодействием с людьми именно в контексте Дикого Запада. Это интересная ковбойская тематика, хотя, казалось бы, она нам чужда, потому что в российских сериалах, в общем-то, нет вестернов. Но тем не менее у нас есть большой запрос именно на них.

В сериале получилась интересная атмосфера, но дальше создатели понимали, что нужно как-то развивать историю. В итоге возникновение новых тематических парков и паразитирование на старой тематике противостояния с искусственным интеллектом стали попыткой есть одну и ту же кашу одной и той же ложкой.

«Из анекдота можно снять один сезон!» Интервью с кинокритиком о продолжениях известных сериалов

Кадр из сериала «Жизни матрешки»/Netflix

Еще есть сериал «Жизни матрешки». Первый сезон — отличная концепция дня сурка, где героиня в свой день рождения попадает в какую-то странную ситуацию, роковую для своей жизни. Временную петлю. И когда первый сезон закончился, она из петли вышла.

А во втором сезоне создатели придумали другой ход: героиня попадает в прошлое, в котором нет как таковой временной петли. В итоге концепция распалась, потому что, когда ты создаешь что-то уникальное, сложно придумать этому продолжение.


Есть только форма, а содержание паразитирует на предыдущей части

Мне не нравится вторая часть «Аватара». Драматургически эта история вообще не интересна. Все же с самого начала понятно — какому персонажу уделяется больше внимания, за него, скорее всего, и придется переживать. А тот, кому меньше, скорее всего, исчезнет из этой истории. Все очень, очень предсказуемо.

«Из анекдота можно снять один сезон!» Интервью с кинокритиком о продолжениях известных сериалов

Кадр из фильма «Аватар»

Но я знаю, что есть специальные исследования, где специалисты своим натренированным глазом заметили, что во второй части были действительно иные подводные съемки. Это не «Аквамен» и не «Русалочка», а что-то абсолютно, принципиально новое: и то, как шевелится каждый волосок у героев, и проработка всех деталей. Да и персонажи, кстати, стали более живыми по отношению к первой части.

Но моя претензия к «Аватару» не в этом. Да, кино, безусловно, зависит от научно-технического прогресса. Но хорошее кино, даже черно-белое, немое или в старом формате 4 × 3, будет продолжать быть в вечности, потому что это интересные сюжеты и интересные психологические ситуации. Тут же есть только форма, а содержание паразитирует на предыдущей части.


Из анекдота можно снять один сезон

Сериал «Тед Лассо», надо сказать, не создает какую-то стилистическую вселенную. Это история о человеке, который хорошо разбирается в американском футболе. Просто же анекдот, а из анекдота можно снять один сезон. Его и сняли, он получился успешным — и, конечно, невозможно было останавливаться, поэтому появилось продолжение.

Но тут нужно понимать, что анекдот не может иметь продолжение. И в данном случае очень трудно выжимать новые истории из одной ситуации. А ситуация-то здесь одна, и она простая — пришел не разбирающийся тренер и начал тренировать команду. Вот и все.


Про новый сезон сериала «И просто так»

«Из анекдота можно снять один сезон!» Интервью с кинокритиком о продолжениях известных сериалов

Кадр из сериала «И просто так»/James Devaney/Getty Images

Была серьезная критика у нового сезона «И просто так» именно потому, что мы наблюдаем за тремя главными героинями, а не за квартетом. Просто в самом квартете еще со времен Александра Дюма было очень легко четырех персонажей разбить по психологическим типам.

Еще нужно не забывать, что прошло 20 лет и новый сезон выпал на время ребутов. «Друзья» собрались снова, актеры «Гарри Поттера» тоже вдруг решили встретиться. Просто волна таких ребутов в стиле «давайте поностальгируем». И тут сериал, конечно, исключительно для ностальгии, но проблема в том, что аудитория уже выросла, героини выросли и проблемы секса есть уже в других сериалах. Например, «Эйфория» больше отвечает теме.


Про драматургическую разницу между фильмом и сериалом

У кино всегда есть точка, и ты изначально драматургически понимаешь, про что история. Сериал же заточен на клиффхэнгеры (прием, при котором произведение прерывается на самом интересном месте. — Прим. ред.), то есть он должен тебя цеплять. Даже если сериал окажется неинтересным и можно будет поставить точку на одном сезоне, все равно изначально в сценарии есть потенциал.

И сценаристы все это прекрасно понимают. Не пойдет — закончили, но если сериал понравится — уже есть определенные ниточки, из которых можно сделать продолжение. Сериалы же строятся на романной форме. Давайте вспомним Толстого или Достоевского, у которых огромное количество персонажей и целая огромная вселенная. Ты должен, как творец, придумать мир и на всякий случай сделать так, чтобы история этих персонажей могла продолжиться.


Про советы остановиться

Надо залезть в голову продюсера или шоураннера, который запускает тот или иной проект, чтобы узнать, для какой цели он это делает. Тут вопрос: где предел этого пика? Вот, например, ты на пике снял второй сезон, но еще не знаешь отзывов и реакции на него. И думаешь: «Ну, давай попробуем сделать еще лучше!»

Мне кажется, тут должен быть какой-то гений совета его коллег. Ведь создатель, естественно, в азарте, и он не может остановиться. А он должен прочитать сценарий и понять, что уже ничего нельзя выжать из этой истории.

Фото: Getty Images

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться