Кисло-сладкий газированный напиток под названием комбуча сейчас в моде. Наравне с матчей, он есть почти во всех заведениях, позиционирующих себя как ЗОЖ. Разбираемся, как знакомый многим с детства чайный гриб родом из Китая сменил название и стал очередным суперфудом.
Чайный гриб – один из тех хитрых приспособленцев, которые умеют меняться в духе времени. Те, чье детство и юность пришлись на 80–90-е, наверняка помнят скользкую субстанцию из бактерий и дрожжей, плавающую в мутной трехлитровой банке с марлей (ее, как правило, трепетно охраняла бабушка). Чайный гриб, как и джинсы-варенки, не продавали в магазинах. Его передавали из рук в руки, он «жил» во многих семьях и был почти как домовой. Считалось, что чудодейственный настой лечил от всех болезней и был чем-то вроде домашнего лекарства, соперничающего по целебным свойствам с мумие, листом подорожника, сеансом гипноза Кашпировского по телевизору и активированным углем. А потом гриб исчез – вместе с рекламами банка «Империал», VHS-кассетами, песнями группы «На-на» и другими приметами эпохи. Впрочем, пару лет назад гриб вернулся: модный, весь на ЗОЖ, с новым экзотическим именем.
Как и почти все тренды в питании, комбуча пришла из США, где ее считают суперфудом. За 2017 год рынок напитка в штатах вырос на 37,4 процента, до 556 миллионов долларов. По данным Zion Market Research, в 2016 году общемировые продажи комбучи достигли 1,06 миллиарда долларов. Эксперты предсказывают, что к 2022 году эта цифра вырастет до 2,5 миллиарда долларов. В общем, у гречки, авокадо, семян чиа и кейла появился мощный конкурент.
Исторически комбуча появилась в Маньчжурии: первые упоминания о ней можно найти в древних китайских письменах, сделанных две тысячи лет назад. По-китайски он дословно называется 红茶菌, то есть «гриб красного чая». С начала XX века его начали выращивать и пить в России: по одной из версий, чайный гриб завезли наши солдаты, вернувшиеся на родину с русско-японской войны (гриб давно известен не только в Поднебесной, но и в Японии). Сегодняшнее название – комбуча – неправильное: оно происходит от японского чая из морских водорослей комбу, за который по ошибке принимали чайный гриб. Но и грибом, строго говоря, его назвать нельзя. По факту это зооглея – слизистое образование, возникшее из симбиоза микроорганизмов, дрожжей и уксуснокислых бактерий, которые перерабатывают сахар. Его научное название – Medusomyces gisevi, или медузомицет.
В период повального увлечения ЗОЖ комбуча оказалась как нельзя кстати. Заявляется, что она содержит пробиотики и помогает восстанавливать микрофлору кишечника. А еще снижает неприятные симптомы при похмелье, замедляет развитие болезнетворных бактерий, насыщает организм микроэлементами, приглушает аппетит. Впрочем, комбуча не панацея, ее не рекомендуют тем, кто страдает гастритом с повышенной кислотностью, язвой желудка, подагрой и диабетом, ведь растет гриб за счет сахара. Без него гриб болеет: ему не нравятся ни мед, ни стевия, ни другие подсластители. Возникает логичный вопрос: как субстанция может быть полезной? Может. Ведь сахара в ней не больше, чем в яблочном уксусе: его сбраживают дрожжи. Таким образом, напиток получается слегка алкогольный: в нем остается около двух процентов спирта, как в хорошем деревенском квасе.
Прежде всего продавцы комбучи позиционируют ее как здоровую альтернативу сладким лимонадам, производители которых из-за моды на ЗОЖ терпят огромные убытки. Так, The Coca-Cola Company сообщила о падении чистой прибыли на 80 процентов – с 6,53 миллиарда долларов в 2016 году до 1,28 миллиарда долларов в 2017 году. На этом фоне становится вполне понятен ход мыслей конкурента PepsiCo – в 2016 году компания купила одного из крупнейших производителей комбучи в США – KeVita. Сумма сделки не раскрывается, но, по некоторым прогнозам, может составлять от 200 до 300 миллионов долларов. Так что неудивительно, если лет через десять вы не найдете любимой и вредной «Кока-Колы» на полках супермаркетов: вместо нее там будет стоять бутылочка с комбучей.
Комбучу используют для производства энергетических напитков, миксов с соками, коктейлей, но ее не только пьют. Еще из комбучи делают желе, чипсы и жарят во фритюре. Японские гейши выводили настоем гриба пигментные пятна, ополаскивали волосы. В Индонезии комбучу считают хорошим противоядием при отравлениях. Из чайного гриба делают даже одежду и ботинки: профессор из Университета штата Айова Йанг-А Ли (Young-A Lee) вырастила из волокон целлюлозы комбучи биоразлагаемую ткань, которая по внешнему виду напоминает кожу.
Комбуча «Зеленая мята», 179 рублей
Основатели марки «Карибу комбуча» Илья Деведжиан и Александр Кириков обратили внимание на тренд в Америке и решили, что стоит вернуть комбуче ее былую славу у нас, особенно в свете популярности здоровых напитков. «Когда мы запустили марку, никто вообще не понимал, что мы предлагаем. Это теперь стало много производителей, а будет еще больше», – говорит Александр. Свой продукт они продвигают как целиком отечественный, выращенный на краснодарском чае, а название взяли интернациональное – «чтобы всем было понятно». Напитки марки «Карибу комбуча» продаются в кафе здорового питания Les. Есть кофейная, классическая и с зеленым чаем (от 200 рублей за бутылку). Другой крупный игрок на рынке – бренд Combutea, который также предпочитает уйти от ассоциаций с чайным грибом.
Сейчас комбучу можно найти практически в любом магазине натурального и здорового питания, в кафе и ресторанах. В «Азбуке вкуса» вариантов множество, например, с апельсином и лавандой (148 рублей), с голубикой и клубникой (225 рублей). Во «ВкусВилле» комбуча продается с молотым кофе (от 78 рублей), во «Фрэше» есть вкусы с зеленой мятой или чабрецом (179 рублей).
В ресторане КМ 20 подают сразу несколько видов комбучи (по 350 рублей), самый необычный – с семенами чиа и розовой водой. Также есть алкогольный коктейль на основе чайного гриба (550 рублей). Единственное место в Москве, где комбуча разливная, прямо из крана – кафе MOX (200 рублей пол-литра). В «Чайной высоте» предлагают мороженое из комбучи – с семенами базилика и лепестками розы (от 350 рублей). В кафе «Без рецепта» можно найти и комбучу в бутылках со вкусами красной смородины, тархуна и кедра или имбиря (250 рублей).
31 июля, 2019