В Москве стартовал новый театральный сезон. Он обещает быть щедрым на современное прочтение классики, музыкальные постановки, дебюты кинорежиссеров и юбилейные спектакли. Рассказываем, что смотреть в восьми столичных театрах этой осенью.
«Маскарад с закрытыми глазами». Фото: Екатерина Цветкова/Mxat.ru
@mxatchekhova
На сборе труппы художественный руководитель Константин Хабенский озвучил свои амбициозные планы вернуть театру статус первого в стране. Звучит многообещающе и даже вполне реалистично. По крайней мере, в 126-м сезоне в МХТ имени Чехова свои спектакли поставят чуть ли не все оставшиеся заметные режиссеры. Уже в октябре будет премьера Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами» по знаменитой лермонтовской драме с вкраплениями многих других текстов на ту же тему. В главной роли — Игорь Верник, для которого эта постановка станет подарком к 60-летию. Юрий Муравицкий работает над комедией Уильяма Шекспира «Как вам это понравится», а Марат Гацалов возьмется за пьесу «Стоики», написанную специально для театра Дмитрием Даниловым.
К 125-летию Художественного театра (юбилей в этом году) приурочено сразу несколько проектов: документальный «Занавес» Юрия Квятковского на основе интервью сотрудниц театра, мелодрама «9 ряд. 10, 11 место» по специально сочиненной к юбилею пьесе Юлии Поспеловой и два юбилейных вечера, придуманных Мариной Брусникиной: один, «Смотришь в небо и видишь — звезда», будет показан на Байконуре, а второй, «Мое имя Вам ничего не скажет», — уже в Москве, в его основе — письма зрителей, отправленные в Художественный театр в первые 20 лет его существования.
«Последнее лето»/Theatreofnations.ru
@theatre_of_nations
Евгений Миронов объявил, что новый сезон в руководимом им Театре наций будет посвящен исследованию проблемы личности и времени в разных контекстах. Тут и Данил Чащин со спектаклем «Последнее лето» про 1916 год, и все тот же Петр Шерешевский с «Борисом Годуновым» к юбилею Андрея Смолякова, и снова Юрий Квятковский с байопиком про удивительного изобретателя Льва Термена «Музыка из ниоткуда». Еще Семен Серзин с фантазией на тему романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» и пьесы Брайана Фрила «Отцы и сыновья». Разница лишь в том, что в комплекте к плодовитым российским режиссерам идут зарубежные. Свои спектакли представят японец Мотои Миура — «Друзья», китаец Дин Йетенг — «Я не убивала своего мужа» и серб Синиша Цветич — «Нельзя разбудить притворяющегося спящим». У последнего так вообще смелая задумка сделать постановку, опираясь на историю Эдварда Сноудена.
«Четыре тирана»/Satirikon.ru
@satiricon_theatre
Свой 85-й сезон труппа Константина Райкина открыла во Дворце на Яузе премьерой в постановке своего худрука «Четыре тирана» по классической комедии Карла Гальдони «Самодуры». И, как заявил Константин Аркадьевич, весь следующий год он планирует разрабатывать тему гуманизма, каким он понимался в XIX веке — со всем его достоинством, состраданием, честностью, принципиальностью и вниманием к человеку как к особому божественному творению природы.
Так как собственное здание «Сатирикона» до сих пор не сдано в эксплуатацию, к юбилею театра и ко дню рождения его основателя Аркадия Райкина режиссер Артем Терехин представит постановку «Предчувствие дома. Сцены». Это спектакль «о том, как живет и работает театр, у которого уже восемь лет нет своей площадки, своей сцены, своего здания». Звучит не очень весело, но в «Сатириконе» ко всему умеют относиться с юмором. А вот что абсолютно серьезно, так это планы Якова Ломкина поставить большой спектакль по «Дубровскому» Александра Пушкина — аккурат к юбилею поэта.
Mbronnaya.ru
@mbronnaya
Только-только Константин Богомолов пересказал современным языком «Дачников» Максима Горького, соединив пьесу с культовым фильмом Сергея Соловьева «Асса», как в его планах появились еще три постановки. Одна из них — мюзикл «Свинарка и пастух», история, известная по фильму Ивана Пырьева с Мариной Ладыниной и Владимиром Зельдиным в главных ролях. Музыка Тихона Хренникова в спектакле останется, а вот все остальное, как водится у Богомолова, будет сюрпризом.
В основе двух других спектаклей — менее известный материал: пьеса советского писателя Аугуста Якобсона «Жизнь в цитадели» — «о жизни эстонского ученого в тот момент, когда в Эстонию приходят советские войска» и антивоенное высказывание Константина Симонова «Русский вопрос». Кроме прочего, Богомолов обещает дебют в театральной режиссуре легендарного клипмейкера 1990-х, продюсера Сергея Кальварского. Он, следуя рецептам Константина Юрьевича, поставит новую версию «Пигмалиона» Бернарда Шоу.
@t.mayakovskogo
Уже в октябре худрук «Маяковки» Егор Перегудов представит на основной сцене «Лес» Александра Островского, чей 200-летний юбилей отмечался в апреле. Подарок, конечно, немного запоздалый, но посмотреть на Анну Ардову в роли Раисы Павловны Гурмыжской все равно любопытно. А в мае Перегудов обещает выпустить семейный спектакль «Багдадский вор и черная магия» с музыкой Давида Тухманова и стихами Юрия Энтина. Тут артистам тоже будет на чем оторваться: пьеса остроумная и полная хитовых композиций. Еще одним сюрпризом для зрителей должна стать постановка Дениса Хусниярова по бестселлеру Нарине Абгарян «Симон». И тут уже аудитория не семейная, а, скорее, женская, как у большинства романов Абгарян. Ну и вишенкой на торте станет дебют Сергея Урсуляка — в филиале на Сретенке он поставит «Другую сказку» по произведениям Евгения Шварца. Первую работу кинорежиссера в театре ждали давно, несколько лет назад ее планировали в «Современнике», но родственные связи (Егор Перегудов женат на Дарье Урсуляк) решают многое, в том числе место дебюта.
@sti_theatre
Сергей Женовач объявил в подведомственной ему СТИ «сезон учеников» — премьеры будут выпускать режиссеры, в разное время окончившие гитисовскую мастерскую Сергея Васильевича. Уланбек Баялиев представит на основной сцене не самую известную пьесу Бертольта Брехта «Швейк во Второй мировой войне», написанную в 1943 году. А Сергей Тонышев продолжит исследование драматургии Геннадия Шпаликова — недавно в Театре на Таганке он поставил «Причал» и решил сыграть на повышение, выбрав для СТИ более драматичный материал — «Долгую счастливую жизнь».
«Бременские музыканты»/Mossoveta.ru
@teatrmossoveta
Евгений Марчелли начал сезон в своем театре с собственной же премьеры. Он поставил «Бременских музыкантов», причем именно таких, каких мы любим, по мотивам музыкальной сказки Геннадия Гладкова, Василия Ливанова и Юрия Энтина, известной по классическому мультфильму. А в планах у Театра Моссовета — новая редакция чеховской «Чайки» Андрея Кончаловского и его же «Макбет», пушкинская «Пиковая дама» Игоря Яцко и режиссерский дебют на сцене «Под крышей» актрисы Анны Галиновой, которая замахнулась на «Гадюку» Алексея Толстого. Сам Марчелли в этом сезоне представит еще две постановки — «Тартюф» Жан-Батиста Мольера и «Шолохов. Незаконный» по прозе одиозного Захара Прилепина. Очевидно, последнему спектаклю будет сопутствовать невероятная шумиха в соцсетях, в том числе запрещенных.
«Вишневый сад»/Fomenki.ru
@fomenko.theatre
Художественный руководитель Евгений Каменькович решил в этом сезоне обратиться к гоголевской «Женитьбе», но не напрямую, а через театральное хулиганство. И превратил ее в «Совершенно невероятное событие» при деятельном участии Ирины Кориной, талантливой современной художницы, обласканной премиями, в том числе «Инновацией». Режиссер Юрий Титов обратится к наследию Данте Алигьери и поставит свою версию «Божественной комедии». А Иван Поповски, поставивший в тупик многих театралов своим «Вишневым садом», примется за «Село Степанчиково и его обитателей» Федора Достоевского — видимо, тема неприятных людей для режиссера сейчас на первом месте.
Ну и отдельной строкой нужно отметить новую работу Федора Малышева. Он только-только выпустил на Старой сцене спектакль «Маяковский. Послушайте», а уже к концу декабря должен представить детский спектакль по мотивам киносценария «Новогодние приключения Маши и Вити». Место на афише решили сэкономить, поэтому название сократили просто до «Новогодних приключений», но удовольствие обещают такое же, как от оригинала.
Текст: Максим Андрианов
20 сентября, 2023