В этом году Госфильмофонду исполняется 75 лет. К юбилею совместно с его филиалом — «Иллюзионом» — вспомнили историю легендарного кинотеатра. Рассказываем, почему его обожали студенты ВГИКа, как он стал «вторым университетом» и благодаря чему превратился в идеальную локацию для знакомств.
В марте 1966 года в столице открылся «Иллюзион» и тут же начал показы архивной пленки и зарубежных кинолент. Само название кинотеатра (что в устаревшей форме значит то же, что и кинематограф) в то время резко выбивалось из стройного ряда «Пионеров», «Дружб» и «Побед». И хотя богатый интерьер не отличался от большинства тогдашних кинотеатров, на стенах висели фотографии и плакаты с какими-то совсем «нездешними» лицами. Благодаря этому в «Иллюзион» сразу же потянулась творческая молодежь, которая мечтала поступить во ВГИК.
А для самих студентов театрального новый кинотеатр стал главной точкой Госфильмофонда в Москве. До этого же на сеансы зарубежных фильмов советские режиссеры возили своих учеников в Белые Столбы.
С этого времени связь Госфильмофонда, ВГИКа и «Иллюзиона» становилась только крепче. При кинотеатре открыли собственный университет с курсами «Актер в кино» и «Киноискусство стран и народов мира». Каждую неделю проводили дискуссии с показами двух фильмов, которых не было в репертуаре кинотеатра. А ежемесячно организовывали вечера фильмов ВГИКа разного времени.
«Иллюзион» стал частью культурной жизни Москвы, и сейчас многие вспоминают его как «второй институт». «Я пришел на несколько сеансов и остался на 25 лет», — вспоминает продюсер Григорий Либергал, которой переводил в кинотеатре первые иностранные фильмы. Сеансы проходили по четыре-пять раз в день, и синхронисты переводили их вживую. Для второкурсника МГУ опыт работы тут стал настоящей языковой практикой, которая прокачала переводческие и актерские навыки.
«Иллюзион» также был центром притяжения и для советской творческой интеллигенции. Театрам и съемочным группам разрешали посмотреть несколько нужных для работы фильмов. Григорий Либергал вспоминает, как ехал из «Иллюзиона» с актерами Театра на Таганке Леонидом Филатовым, Вениамином Смеховым и Владимиром Высоцким. Они обсуждали только что увиденного «Крестного отца».
Судьбоносный для себя показ вспоминает и солист группы «Любэ» Николай Расторгуев.
Поскольку кинотеатр расположен в высотном доме на Котельнической набережной, очень быстро он стал не только местом притяжения творческой молодежи, но и локацией для знакомств. В разное время в этой высотке жили Галина Уланова, Фаина Раневская, Михаил Жаров и другие. Поэтому все посетители «Иллюзиона» могли встретить знаменитостей как в залах кинотеатра, так и в легендарной булочной около него. Именно здесь, например, актер и режиссер Денис Кирис встретил Фаину Георгиевну Раневскую.
В 1990-е годы в Россию хлынул шквал западной культуры. И в первую очередь это был поток кино: сначала на пиратских копиях, а потом — на телевидении и наконец — на всех киноэкранах.
Киновед и сотрудник «Иллюзиона» Андрей Вяткин рассказывает, что особым успехом у киноманов пользовались именно те направления, к которым приучали в «Иллюзионе».
В 2004 году кинотеатр реконструировали — заменили световое и звуковое оборудование, но сохранили старые интерьеры. И в это время молодое поколение буквально открыло «Иллюзион» заново — возникла новая волна посетителей, которые приходили в высотку смотреть старые фильмы на большом экране. Правда, в 2011 году после пожара его закрывали от зрителей на целых два года, но это не умалило популярность кинотеатра после открытия.
Сегодня «Иллюзион» входит в пятерку самых популярных кинотеатров Москвы, в который приходят посмотреть старые фильмы, ретроспективы и премьеры на большом экране.
К своему 75-летию Госфильмофонд запустил подкаст «Открытый архив». Выпуск про историю «Иллюзиона» можете послушать здесь.
Текст: Анастасия Марьина
27 сентября, 2023