«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

На «Винзаводе» идет интерактивная выставка, посвященная японским комиксам. Ее готовили три года и ранее с успехом показали в Петербурге. В Москве она заняла целых два этажа, на первом все об истории манги — от комиксов XVIII века до ИИ-аниме. А второй посвящен современной аниме-культуре. Рассказываем про восемь самых интересных экспонатов, которые стоит увидеть.

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»
Анна Пушакова
куратор

Идея создать выставку про мангу возникла после того, как в 2019 году Британском музее подобная прошла с большим успехом. Конечно, для нас это был вызов — тема непростая, много материала. С одной стороны, не хотелось делать выставку слишком поверхностной, с другой — перегрузить зрителей ненужной информацией. Решили начать с «Севкабель Порта» в Петербурге — с апреля по октябрь ее посетило 122 тысячи человек, и ее даже пришлось продлить на месяц. Теперь приехали показывать наработки в Москву.

«Искусство манга» — большой выставочный проект с более чем 200 экспонатами. И это если мы будем считать книги по серии, а не поштучно: только одно собрание Осаму Тэдзуки насчитывает более 300 томов! Здесь много предметов из частных коллекций, которые приехали к нам из Японии, Китая, Гонконга и Европы — наброски, винтажные книги, оригинальные кадры для аниме, старинные свитки и гравюры. А многие скульптуры персонажей из современных фильмов достигают полуметра в высоту, и их еще ни разу не выставляли в России.


Оригинальное издание манги Хокусая

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

На выставке можно посмотреть оригинальное издание манги Хокусая — важной книги в японской культуре. Это большой сборник набросков о японской жизни — от быта до пейзажей. Можно сравнить его с современной мангой и рассмотреть их различия. У стенда с мангой есть экран, на котором показывают интервью профессора Евгения Штейнера — главного в России специалиста по манге Хокусая. Он объясняет, почему в книге нет сквозного сюжета и диалогов, а еще чем ее страницы объединены между собой.


Газеты с западными комиксами

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

Это экспонаты, которые имеют скорее исследовательскую ценность: не все знают, что большое влияние на мангу оказали американские комиксы. И мимо них часто просто проходят, не понимая колоссального значения. Газеты 1920-х годов прекрасно сохранились — там есть переводные американские комиксы на японском языке. Японцы 100 лет назад читали американские комиксы и впитывали эту специфичную комикс-культуру. Поэтому ранние японское манги очень похожи на западные.


Уличный театр Камисибай

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

Еще один важный арт-объект — японский уличный театр. Он выглядел как рамка, которую ставили на велосипед. Уличные рассказчики меняли картинки внутри, тем самым строили повествование. Таких актеров в Японии в 1930–1940-е было несколько десятков тысяч. Ранние художники манги рисовали для них разнообразные истории. На выставке вы увидите работы Сигэру Мидзуки — карточки разного размера, объединенные одним сюжетом.


Собрание сочинений Осаму Тэдзуки

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

Специально для выставки собрали обложки 300 томов манги Осаму Тэдзуки — они выставлены на стенах и образуют пестрый угол. Получилась интересная фотозона, где многие делают снимки. Здесь же рассказывают, как Disney для производства «Короля Льва» практически один в один позаимствовала сцены из анимационного фильма, созданного студией Тэдзуки в 1960-е годы. Обе работы сопоставляются на большом экране — можно сравнить ракурсы, персонажей и даже имена. В этом же зале есть Жар-птица — наша русская-фольклорная и героиня Тэдзуки, огненная птица Хи но Тори из одноименной манги.


Кадр из аниме «Сейлор Мун»

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

На втором этаже есть уникальный экспонат, который нашли в частной коллекции, — оригинал нарисованного кадра из аниме «Сейлор Мун» с главной героиней, которая смотрит прямо на зрителя своими большими распахнутыми глазами. Тут же можно поностальгировать — полистать журнал с собранными наклейками Sailor Moon, за которыми многие охотились в 2000-х. И это один из экспонатов, который связывает Японию с Россией — общая коллективная память.


Аниме-фигурки в полный рост

Многие любители манги и аниме собирают маленькие фигурки героев и знают, как это дорого. А скульптуры в этом зале масштабные, некоторые из них весят по 30 килограммов! Монтировать их тоже отдельная история — команда выставки специально привезла тех, кто делал это в Санкт-Петербурге. Сейчас тут можно увидеть роботов из «Евангелиона», большого титана из «Атаки титанов», фигурку Наруто и скульптуры из «Стального алхимика» и «Магической битвы».


Манга в СССР

«Сейлор Мун», уличный театр и нейросеть: гид по выставке «Искусство манга»

Фишка московской выставки — новый зал про появление манги и аниме в нашей стране. На этот раз добавились баннеры про знакомство Советского Союза и России с этим искусством, первые книжки на русском языке — все в виде инфографики. Можно посмотреть скриншоты японских анимационных фильмов, которые показывали в СССР, и совместные проекты российских и японских мультипликаторов.


Аниме-ролик, созданный ИИ

А вот в зале на втором этаже можно лечь на пуфики и посмотреть десятиминутный фильм, который создал искусственный интеллект. Нейросети дали задание сделать ролик из сцен 63 разных произведений — точек развития манги и аниме, начиная с XII века. Что получилось в итоге, увидите на выставке.

Идет до 30 ноября
«Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 8

Фото: предоставлено пресс-службой

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости