Поговорили с режиссером фильма «Cover Up. Искусство обмана» и тату-мастером с 20-летним стажем Иваном Бухаровым о том, какие рисунки есть на его теле. А их много — как больших композиций, так и маленьких символических иллюстраций. Узнали, почему у татуировки должен быть смысл, как она может отражать философию жизни и материализовывать желания.
Я считаю, да — изначально тату начиналось с идеи. Например, раньше у моряков были суеверные татуировки, которые морально помогали им во время кризисных ситуаций на корабле. Думаю, любая татуировка будет работать по тем принципам, какие в нее вложены изначально. У меня даже есть наглядный пример — мой правый рукав.
Он отражает мои взгляды, философию, ценности и мечты. Весь рукав я делал несколько лет — начал в 2011-м и закончил примерно в 2015-м. Постепенно добавлял элементы, связанные с творчеством: микрофон, скрипичный ключ и кинопленку. Последнюю набил еще тогда, когда только мечтал снимать кино — и через время пришел к цели, поступил в киношколу, снял два коротких метра и начал работать над своими проектами «Цена тату», «Cover Up. Искусство обмана», «СкетчТатура» и другими. Микрофон тоже сыграл свою роль, хоть я и не закладывал в это какую-то мечту, сделал, потому что просто захотелось. Рисунок сработал — в этом году я записал свою первую песню. Сейчас учусь на автора, занимаюсь вокалом, пишу музыку и готовлю первый альбом.
Самый выделяющийся элемент на правом рукаве — изображение Иисуса. Это тату-перевертыш: с одной стороны, ты видишь Бога, а с другой — гориллу со сложенными руками. Идея здесь в том, чтобы объединить две основные теории происхождения человека (от Бога и от обезьяны), показать, что они легко могут уживаться и закрепить истину, что Бог внутри каждого.
Первую татуировку я сделал в 2001 году, когда мне было 15 лет. Я познакомился с кольщиком, который был на три года старше меня, работал в гараже и бил татуировки канцелярской ручкой.
Как это часто бывает, я пришел с одной идеей, а ушел с другой татуировкой. Хотел маленький череп с крыльями, а получился большой дракон. Уход за ним по своему подходу не сильно отличался от процесса — помазал кремом и уже на следующий день пошел на пляж. Естественно, тату сразу поплыло, и мне приходилось каждому объяснять, где у дракона голова, а где хвост. Но радость от самого факта обладания большой татуировкой затмила разочарование от качества.
Несмотря на сомнительный опыт, как раз с него и началась любовь к татуировкам и дальнейший путь к моему главному профилю в работе — исправлениям и перекрытиям неудачных татуировок (cover up).
Композиция на пальце — отдельная татуировка, которую я сделал в 2010 году. Аббревиатура LTGB расшифровывается как «Let the Game Begin», то есть «давай сыграем». Смысл очень прост: жизнь — это игра. Все положительные и отрицательные ситуации я всегда рассматриваю только через эту призму, что добавляет легкости в преодолении трудностей и достижении целей.
Эта татуировка частично отражает мое мировоззрение, которое я называю клоунским: оно про неподдельную искренность, даже наивность, внимание к миру. Комичные персонажи не задумываются о последствиях своих действий, рискуют — и в конце концов им везет. Эта философия охватывает все сферы моей жизни — например, в интерьере моей студии и в татуировках достаточно много клоунов, а мое сценическое имя — Иван-дурак.
Первой осознанной татуировкой была та, которой я перекрывал дракона, в 2008 году. Мастер, к которому я пошел, в основном рисовал обнаженных женщин. На себе я такого не видел, но один эскиз выбивался среди его творчества. Это была Дева Мария — она художественно красивая, а символически напоминает мне о маме.
В 2009 году я продолжил забивать рукав — ниже Девы Марии появились два ангела в исполнении того же мастера. Одна крылатая девушка раскрашивает другую с помощью тату-машинки. С точки зрения символизма ангел — вестник добрых свершений. А то, что он делает тату, отражает возможность через искусство соприкоснуться с чем-то сверхъестественным.
Еще одна татуировка-перевертыш — памятный рисунок о важном годе жизни. Если смотреть на нее под углом 90 градусов, можно разглядеть атрибуты клоуна — улыбку, нос и шляпу. У меня был непростой период, пока в 2011 году мне не попалась книга Мирзакарима Норбекова «Опыт дурака, или Ключ к прозрению». Автор оказался моим единомышленником — его основная мысль была в том, что все идет из нашей головы. Я изменил подход к жизни, и все буквально перевернулось. Год, который обещал быть крайне неудачным, получился фантастически хорошим.
У меня большая семья: четверо детей, прекрасная жена, собака и попугай. Старшей дочери посвящена татуировка — смайл на правой руке. В детстве она косолапо ходила с «пальмой» на голове и напоминала мне утенка.
«Предложение» — татуировка-перевертыш, посвященная моей жене. Когда я решил сделать ей предложение, то, не задумываясь, сделал перед этим тату с ее «будущей» фамилией. Имя Анастасия переворачивается в фамилию Бухарова. Это не оставило ей шансов на отказ.
В 2010 году ко мне приехал коллега из Самары, и мы решили снять забавный ролик «Самоучитель по татуировке. Для дома и заработка». Он исполнял роль безответственного наставника: работал без перчаток, в качестве обеззараживания поплевал на кожу и в целом нес всякую смешную чушь. Тогда он набил мне череп с клоунским носом, а ролик собрал много просмотров во «ВКонтакте». Все снова сводится к одному: клоун до самой смерти. До конца и до мозга костей.
В 2011 году я сделал татуировку поверх старой, не учитывая ее расположение. Так предыдущий рисунок теперь создает «туманную» подложку. Спустя несколько лет такая техника получила массовое распространение под названием blast over tattoo.
Эту надпись я набил, чтобы не забывать свою мотивацию в жизни — оставить след после себя. Если поставить вопрос «А кто есть?», то на ум приходят Пушкин, Айвазовский, Чайковский, Дали. Татуировка напоминает о том, что есть ограниченное количество времени, чтобы проявиться через искусство, «остаться» и принести миру пользу.
В планах пока нет ничего глобального. Есть татуировки, которые нужно перекрыть. Все, что я делал с 15 до 19 лет, потихоньку исправляю.
Моя первая татуировка стала для мамы катастрофой. Только представьте: она всегда была примерной отличницей в школе и институте, получила образцовое советское воспитание — и вдруг видит синего дракона на плече своего 15-летнего ребенка. Сейчас мама мной гордится.
Еще была интересная история в Нью-Йорке. Меня остановил полицейский, а я сразу подумал, что что-то нарушил. Приготовился к чему-то плохому, но мужчина просто хотел разглядеть мои татуировки и похвастался своей.
Я скорее задумываюсь о тех татуировках, которые хотел бы сделать. Никогда не иду от обратного и не имею предвзятости по поводу популярных эскизов. Любой банальный рисунок можно стилизовать под себя и сделать оригинальным.
Подумайте, прежде чем делать татуировку: покопайтесь в себе, найдите мысль, зацепитесь за что-то и не следуйте моде. Начните с идеи, а хороший мастер сможет ее визуализировать. При этом лучше не экономить. Подойдите ответственно к выбору мастера, чтобы потом не стать моим клиентом на исправление.
Фото: Михаил Голденков
25 ноября, 2023