Воры к нам приходят: как «Один дома» стал культовым фильмом

Воры к нам приходят: как «Один дома» стал культовым фильмом

«Один дома» — это семейное кино, в котором семья практически не появляется. Кино, где забытый родителями ребенок жестоко издевается над двумя взрослыми мужчинами. И наконец, это кино, где все садистское оказывается действительно смешным. Так себе новогодняя сказка, конечно! Тем не менее в российский прокат выходит отечественная версия фильма, она так и называется — «Одна дома». Получается, этот сюжет готовы переснимать даже спустя 30 лет. Рассказываем, почему кадр, где Маколей Калкин кричит, обхватив лицо руками, ассоциируется у нас с праздником, чудом и волшебством.

Воры к нам приходят: как «Один дома» стал культовым фильмом

Кадр из фильма «Одна дома»

У франшизы «Один дома» на самом деле целых шесть частей, правда, только в двух из них снимался Маколей Калкин. В 1990 году фильм собрал большую кассу — одновременно с ним вышли «Красотка» и «Вспомнить все», но «Один дома» смог обойти даже их. В итоге за время проката он получил 467 миллионов долларов, что очень и очень значительно, особенно при бюджете 18 миллионов. Вот еще забавный факт: фильм был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая кассовая комедия с живыми актерами за всю историю (правда, в 2011 году его обогнал «Мальчишник в Вегасе 2»). В любом случае этому успеху многое поспособствовало — дальше поговорим о том, что именно.


Чем «Один дома» отличается от «Пилы»

Рождественское кино — это какое? Посвященное семье, любви и волшебным приключениям? Нет, оно про ловушки! В фильме «Один дома» воры больше похожи на мультяшек — их бьют, унижают и поджигают им шапки, а они, все такие же злые и смешные, продолжают строить козни. Если приглушить свет в доме и убрать рождественские декорации, то получится совершенно другое кино, что-то в духе фильма «Пила». Но давайте будем честны: восьмилетний ребенок не смог бы сделать такие ловушки. Более того, если проверять их на практике (а таким регулярно занимаются энтузиасты), большая часть из них не работает. Так что этот фильм тоже по-своему сказка, просто довольно беспощадная: если бы вам на голову уронили горячий утюг, вы бы вряд ли так шустро побежали дальше со сломанной переносицей. Это значительно выделяет фильм среди другого рождественского кино: черная комедия остается по-своему волшебной, но немного в другом ключе.

Воры к нам приходят: как «Один дома» стал культовым фильмом

Кадр из фильма «Один дома»

Специалисты по спецэффектам постарались: в фильме вообще нет компьютерной графики. У него, кстати, есть бонусная документальная часть (ее выпускали на Blu-ray), она так и называется — «Трюки „Один дома“». Там каскадеры рассказывают, что они не использовали резиновые ступеньки и даже отказались от страховочных ремней — все, что они делали, было по-настоящему (до определенных пределов, конечно). Добавляет ли это реализма абсолютно нереальным предпосылкам? Конечно.

Кстати, о нереальных предпосылках: взрослые сценаристы часто страдают тем, что наделяют своих маленьких персонажей излишней сообразительностью — при просмотре какого-нибудь фильма у вас наверняка проскальзывала мысль о том, что дети так себя не ведут и так не разговаривают. Но в «Один дома» все в меру: герой Калкина сумел прицепить газовую горелку на дверь так, чтобы она сработала при ее открытии, но вместе с тем здесь нет ни одного философского монолога умудренного жизнью восьмилетки. Да и остроты, которые маленький Кевин отпускает, сами по себе смешные, а самое главное — короткие и несложные. Ребенок остается ребенком, он шалит так, что это нравится всем — и взрослым, и детям.


Вечное детство

Так почему же мы испытываем такую неподдельную ностальгию каждый раз, когда включаем «Один дома» под Рождество? Тут уже во многом заслуга операторов и монтажеров — в одном из интервью создатели фильма рассказывали, что их работа на площадке строилась в совершенно определенной перспективе. Вот главный секрет: каждый кадр ставился с точки зрения ребенка — на уровне «метр с кепкой». С этой позиции потолки кажутся невероятно высокими, коридоры становятся безумно вытянутыми, комнаты — огромными и пустыми, а до многих вещей просто невозможно дотянуться. И вот что самое интересное: такую постановку кадра делают не с самого начала фильма, а только тогда, когда Кевин остается один и принимается бродить по дому. Когда мы, зрители, видим разницу, это только усиливает эффект погружения в детство. На самом деле тут много подобных приемов: так, например, цветокор в фильме намеренно яркий и красочный — такой, каким мы, по идее, видели мир в детстве.


Помечтали, и хватит

Кевин остается один и воспринимает это событие как рождественское чудо — весь дом теперь в его распоряжении! Если вы помните, в начале фильма есть прямой диалог-указание на это, Кевин буквально говорит маме: «Надеюсь, я больше никогда не увижу никого из вас». Сейчас этот сценарный ход немного устарел, но все, что происходит дальше, отлично откликается до сих пор.

Воры к нам приходят: как «Один дома» стал культовым фильмом

Кадр из фильма «Один дома»

Получается, у взрослого фильм вызывает ностальгию, теплые и вместе с тем тревожные воспоминания о том, как родители в детстве впервые разрешили побыть одному. Эти странные звуки за дверью и темное пространство в конце коридора — все мы переживали нечто подобное, когда были детьми. В то же время для ребенка иметь целый дом (тем более такой огромный и красивый) в собственном распоряжении — это мечта, которая, возможно, еще никогда не сбывалась. Можно покататься на санках по дому, есть мороженое на ужин и даже развлечься в комнате старшего брата-задиры! В общем, характер фильма «Один дома» идеально подходит всем. И особенно хорошо на любую аудиторию работает эта довольно садистская комедийная составляющая в виде смертельно опасных ловушек — это позволяет без каких либо последствий выпустить негатив через смех. Наверно, будь воры не такими харизматичными, мы бы не улыбались, видя их страдания, а думали бы о годах тюремной реабилитации, которые, возможно, так никогда и не помогут залечить эти раны, ожоги и больные суставы.

«Один дома» — это самое рождественское кино, несмотря на то что светлого и доброго в нем мало. И мы еще точно не раз увидим его ремейк, повторяющий эту очень удачную канву детской черной комедии. А вот классика или новинка — выбор уже за вами.

Текст: Елизавета Малинина

Фото: кадр из фильма «Один дома»

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости