В рубрике «5 вещей» мы спрашиваем героев о явлениях и событиях, которые их сформировали. В этот раз поговорили с Ксенией Сурковой — актрисой, получившей награды «Лучший дебют» и «Лучшая женская роль» за фильм Веры Глаголевой «Одна война». Узнали, чем ей запомнился Лос-Анджелес и почему она не дочитала биографию Фриды Кало.
В тот Новый год у меня не было съемок. Я смотрела на елку, купленные игрушки и внезапно зашла на Pinterest. Захотелось сделать настоящее рождественское дерево, как в советское время, из того, что было под рукой. Нашла какие-то гирлянды, красивые веревки; вырезала треугольники, квадраты, звезду. Разрисовывала наконечник и смастерила фигуры из ваты. И получила дикий восторг! К самодельном предмету всегда испытываешь обожание, потому что вложил в него душу, время, творчество и фантазию.
Приходили гости и говорили: «Ну что за прекрасная елка! Она идеальна в своей неидеальности, что-то из детства, радующее своей теплотой». У людей сейчас мало времени, но, если есть минутка, попробуйте — ни с чем не сравнимое удовольствие.
Мне всегда казалось, что Лос-Анджелес — та самая прекрасная картинка из кино, которую я видела в детстве. Но, когда впервые приехала, все выглядело не так — перекати-поле из мусора, куча каких-то стейджей и некрасивой архитектуры. При этом Лос-Анджелес был важным: ездила туда доказать себе, что я актриса.
Очень хорошо помню заключительные уроки Иваны Чаббак, после которых я поехала в observatory (видовая площадка. — Прим. ред.). Стояла там — и это был самый счастливый момент в жизни. Вопрос, который не давал покоя, был таким: «Актриса ли я и мой ли это путь?» Когда ответ был найден, я стояла в этой observatory и думала, что это самый прекрасный город на свете, потом что он снова подарил крылья и веру в себя.
Начала читать книгу, и со мной стали происходить какие-то мистические вещи, окрашенные в неприятные краски — вокруг было очень много страдания. Жизнь Фриды Кало была в один день изувечена, и вся эта боль выплескивалась в картинах. Это настолько тяжело, что я даже не дочитала ее биографию — понимала, что если сейчас не прекращу, то потом будет непросто.
И есть еще фильм про Фриду Кало, в котором звучит невероятная песня плача La Llorona — по себе и картинам. Это дар, но сколько за ним стояло трагедии, слез, ожиданий, надежд, желаний! Я поняла, насколько женщины сильны, что могут вытерпеть и все равно продолжать жить, верить в себя, превращать боль в творчество. Это отчасти придало мне сил.
Я снималась в фильме, когда была студенткой — тогда впервые попала на площадку, которая поразила скрупулезной работой. Было построено много декораций, сшито море костюмов. И я помню первый фестиваль, на который мы поехали, — в Твери, где-то недалеко от Москвы. В зале было тихое и сдавленное рыдание. Правда есть кино, которое лечит. И наш фильм прорвал какую-то историю из прошлого для многих людей. «Одна война» получила 33 награды — мою, нашего ансамбля и города Питкяранта, который казался серым, но на самом то деле был очень теплым.
Он влюбил меня в театр — до сих пор где-то лежит программка как напоминание о спектакле. Изначально я смотрела постановку Петра Фоменко, дальше — Галины Тюниной, которая сформировала новый актерский состав. Позже она стала для меня очень знаковой женщиной.
После спектакля осознала, что театр — действительно храм. Видела неимоверно крутых актеров, которые как будто соединяются с космосом. При этом в нем достаточно простая инсценировка — сцена на качелях и Петр Наумыч, к которому очень хотела поступить. К сожалению, когда подавалась в лабораторию, его уже не стало. Для меня это было потрясением.
08 января, 2023