В Москве после ремонта наконец открылся Мультимедиа Арт Музей, мы уже побывали там, посмотрели первые выставки и поговорили с директором музея Ольгой Свибловой.
«Музей открывается выставкой фонда «Still Art» «Шедевры мировой фотографии и моды». Мы очень гордимся, что в наших залах на двух этажах можно увидеть не только работы великих звёздных авторов. Многих из них в Москве знают, потому что на протяжении почти 30 лет своей работы музей показывал и персональные выставки Хельмута Ньютона, и Ричарда Аведона, и Петера Линдберга, а здесь они все вместе, они в хоре, это полифоническое звучание.
Здесь нет случайных работ. Они вместе собраны в пространстве, и выставка построена, как дефиле. Мы рассказываем о том, как развивается искусство вообще и искусство фотографии моды и стиля, без которой нашей жизни просто нет.
Вот посмотрите: Хорст П. Хорст. Вот он цветной, вот чёрный-белый. Вот милейшая девочка в купальной шапочке и на ножках шар — это обложка «Vogue» в мае 1941 года. Идёт Вторая мировая война, она уже началась. Через месяц начнётся Великая Отечественная. А Хорст задаёт эстетику, которая будет эстетикой и всего мира, и нашей, и в шестидесятых, и почти до конца семидесятых. И искусства, и искусства фотографии, и моды, и стиля.
Искусство всегда ведет диалог с историей искусства, которое было до. У нас работа Роберта Мэпплторпа, которую мы тоже когда-то показывали. В ней можно увидеть его диалог с Леонардо да Винчи, диалог с историей. Но при этом каждый большой автор взрывает каноны и стереотипы и развивает современное искусство. И, конечно, новую область фотографии моды и стиля.
Вот здесь работы Сары Мун. По-моему, ее ни в одной стране не знают так, как в России. Мы первый раз показали ее в девяносто восьмом году. После этого было двенадцать проектов. Я думаю, чуть меньше, чем в России, её любят в Японии, и уже потом в её родной Франции. Сара Мун близка русской душе. Её образы — это девочки. Хрупкие, ранимые и прекрасные.
Здесь всё в диалоге. Смотрите, это культовая работа Ника Найта «Девон». 15-летняя девочка. Снято в 1997-м, а в Москве она была уже в 98-м, когда мы показывали ее первый раз. Сегодня она знаменитая модель, знаменитая актриса. Ник Найт одним из первых начинает компьютерную обработку имиджей и создаёт какой-то инопланетный образ. Гейша из других эпох, из других планет. И воительница. Вообще эта работа стала прототипом для многих триллеров, и в том числе до вселенных «Звёздных войн».
То, что мы открываемся после реконструкции опять шедеврами мирового искусства, а внизу мы видим проекты молодых, но уже очень известных итальянских художников, посвященные климатическим вопросом, говорит о том, что у культуры, искусства и мировых проблем (а климат — это мировая проблема) нет границ. И кто бы ни пытался их установить, это временные проблемы.
А мы, как на выставке Эрика Булатова, будем жить с горизонтом, глядеть поверх горизонта и вспоминать название его выставки: «Живу дальше».