Под занавес театрального сезона московские театры выдают разнообразие постановок. Новый взгляд на проблему отцов и детей, советская классика, вестерн и испанская трагедия — все это советуем посмотреть в ближайший месяц.«Завтра была война»
Театр имени А. С. Пушкина
Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» знают по одноименному фильму Юрия Кары. Изначально это была курсовая работа будущего режиссера, в которой снялись молодые Наталья Негода, Ирина Чериченко, Сергей Столяров… Получив диплом, Кара доснял ряд эпизодов, и полнометражная картина вышла на экраны в 1987 году, через три года после снятия цензурного запрета на публикацию книги. Для перестроечного СССР это было смело, ведь Борис Васильев написал историю о взрослении, настоящей дружбе, первой любви и взаимоотношениях между людьми разных поколений в предвоенное время.
В спектакле Владимира Киммельмана тоже играют молодые актеры, включая студентов-третьекурсников Школы-студии МХАТ. В их исполнении советские школьники из 9-го «Б» провинциальной школы становятся ближе современным тинейджерам.
7, 8 мая, 13, 14 июня
«Мое загляденье»
МХТ имени А. П. Чехова
Фото: Екатерина Цветкова
Режиссер Филипп Гуревич тоже взялся за советский материал. Его привлекла редко ставящаяся пьеса Алексея Арбузова «Мое загляденье» о молодом человеке Васе Листикове, который олицетворял оптимизм, хотя поводов для этого было не так уж много. В интерпретации Филиппа он становится героем ситкома, советским Тедом Лассо, чьи терпимость и безграничная доброта разоружают.
Лишая эту оптимистическую комедию примет времени и усиливая абсурдистскую интонацию, Гуревич четко следует первой арбузовской ремарке: «Пьесу следует играть очень воодушевленно». Артистам такая трактовка пришлась по душе: и мхатовская молодежь, и приглашенный из Театра Маяковского на главную роль Олег Сапиро играют с большим азартом, что как минимум половина успеха. Каждый из персонажей «Моего загляденья» по-своему смешон и трогателен — кажется, будто заглянул на огонек к милым и нелепым людям, которых можно высмеять, а можно и пожалеть.
11, 12, 26 мая, 9, 25 июня
«Кровавая свадьба»
Театр Ермоловой
Фото: Анастасия Виноградова\Ermolova.ru
Еще один пример неожиданного трансфера — в Театр Ермоловой рекрутировали звезду моссоветовской сцены Евгению Крюкову. Молодой режиссер Георгий Сурков предложил ей центральную роль в трагедии Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба». На сочинение этой пьесы испанского драматурга вдохновили заметки в криминальной хронике о трагической любви, итогом которой стала гибель героев. Звучит как анонс сюжета на ТВ, с той лишь разницей, что гений Лорки возводит эту историю «о жгучем противоборстве страстей» к высоким драматургическим вершинам. Играть такое — одно удовольствие. Правда, немного пугает то, что говорит о своей постановке режиссер: «На мой взгляд, настало время нового пафоса. Появилась потребность говорить о важных вещах всерьез, без ироничной или злой ухмылки. Мир устал от сарказма — „пересмеялся“. Трагедия Лорки, как большой и чистый жанр, абсолютно точно попадает в периметр этих смыслов». Что ж, будем надеяться, что Суркову удалось найти выход из постмодернизма и его новый пафос будет подкреплен зрительским успехом «Кровавой свадьбы».
18, 19 мая
«Отцы и дети»
Театр наций
В Театре наций тоже новые лица. Режиссер Семен Серзин, создатель питерского «Невидимого театра», привел с собой никогда еще не игравших на этой сцене Петра Семака и Александру Бортич, Геннадия Блинова и Ирину Старшенбаум, Бориса Каморзина и Ольгу Лерман. Всем им предстоит нелегкая задача — воплотить героев романа Ивана Тургенева «Отцы и дети», которые по воли режиссерской фантазии оказались не в середине XIX века, а в условное перестроечное время, да еще и на железнодорожном вокзале, который выступает символом выбора дальнейшего пути. Замес интересный, тем более что, помимо классического текста Тургенева, в спектакле используются фрагменты из культовых фильмов конца 1980-х, а также интервью советских рок-музыкантов. «Речь тут не о том, что отцы столкнулись лбами с сыновьями в вопросах мироустройства. И те и другие смотрят в наступающее будущее, которое сулит перемены и движение тектонических плит общества, вот только каждый в меру своего жизненного опыта или его отсутствия видит это будущее по-разному», — говорит Серзин о своей постановке.
20, 21 мая, 16, 17, 18 июня
«Варшавская мелодия»
Театр на Таганке
Tagankateatr.ru
Одна из самых популярных пьес Леонида Зорина «Варшавская мелодия» будет поставлена на Малой сцене «Таганки». В выборе актрисы на главную роль неожиданностей нет — режиссер Виктор Трегубов доверил ее Дарье Авратинской. А вот мужскую роль играют в составе Александр Зарядин и Александр Метелкин. Оба молоды и хороши собой, как того требуют обстоятельства этой камерной пьесы, рассказывающей о любви польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которые не смогли пожениться из-за принятого в 1947 году указа, запрещающего в СССР браки с иностранцами.
Кто только не играл «Варшавскую мелодию»: Юлия Борисова и Михаил Ульянов, Юлия Пересильд и Даниил Страхов, Марина Александрова и Антон Васильев, Юлия Хлынина и Егор Бероев. Пьеса настолько беспроигрышна, что фигура режиссера в ней не так уж и важна. Однако Виктор Трегубов сумел предложить свое, яркое решение, и эскиз в рамках лаборатории проекта «Ликбез» было решено доделать до полноценного спектакля. А это уже хороший знак — значит, скучно не будет.
22, 23 мая
«Сердце Запада»
РАМТ
В театральном дворе РАМТА снова премьера. Имея перед глазами пример хитового спектакля Марины Брусникиной «Дни Савелия» режиссер Андрей Рыклин тоже решил вывести зрителей на свежий воздух. Его постановка «Сердце Запада» по рассказам классика американской литературы О. Генри легка и остроумна. Играет музыкальный бенд из барабанов, саксофона и электрогитары, зрителям предлагают расположиться за столиками салуна, а три актера рассказывают истории о любви, верности и дружбе с присущим автору тонким юмором и неожиданными развязками.
Для Андрея Рыклина, поставившего сценические бои, трюки и пластику в десятке спектаклей РАМТа, «Сердце Запада» — прекрасная возможность не только показать свое мастерство, но и продвинуться дальше, адаптировав для театра прекрасную приключенческую литературу.
27, 28, 30, 31 мая, 3, 4, 5, 7, июня
«Мамлеев»
Театр «Практика» и «Мастерская Брусникина»
Это психоделическая опера на сцене драматического театра. Да-да, не пугайтесь, режиссер Арсений Мещеряков и композитор Никита Лозовский посчитали, что именно в таком виде можно наиболее эффективно донести до зрителей удивительный мир рассказов родоначальника метафизического реализма Юрия Мамлеева. «Его сюжеты, балансирующие на грани между реальным и потусторонним мирами, объединены мотивами ужаса и смеха», — подчеркивают создатели постановки. Они отказались от бытового звучания текста и собрали 12 рассказов Мамлеева в ритмизированную партитуру, сочетающую речитативы с вокальными партиями. Для каждого персонажа режиссер с композитором придумали особую скорость и гротескную манеру произнесения реплик. Будет это в итоге ужасно смешно или до смешного ужасно, зрители смогут оценить только в самом конце месяца.
31 мая, 30 июняТекст: Максим АндрияновФото: «Сердце Запада»/РАМТ