Форма поиска по сайту
Все материалы

Летающие рыбы и театр теней: что смотреть на выставке «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу»

В Еврейском музее и центре толерантности открылась семейная выставка по автобиографической книге Марка Шагала «Моя жизнь». Здесь показывают, что происходило с художником от рождения в местечке под Витебском до переезда в Париж в 36 лет. Мы прогулялись по семи залам, которые названы цитатами из Шагала — рассказываем, что там интересного.
Мария Гадас
Главный куратор Еврейского музея
«В ожидании чуда» — это строчки самого Шагала. Он был не только художником, но еще и поэтом. Иногда мне кажется, что его слова были более острыми, чем живопись. Выставка как раз построена на автобиографическом романе, который охватывает период до 1920-х годов. Позже он не добавлял в нее никаких обстоятельств своего интересного пути — хотя прожил 96 лет. Кстати, есть интересный апокриф про его смерть — когда-то цыганка предсказала, что он умрет в полете, потому что все на его картинах парят. В каком-то смысле так и случилось — он поднимался в лифте на второй этаж своей мастерской и неожиданно скончался.

Сама выставка — не попытка сказать что-то новое о Шагале-художнике. Это другой способ говорить о нем, потому что его работы здесь становятся дополнением к тексту. Еще тут есть произведения современных авторов, которые рассказывают о художнике своим языком. Например, мультипликатор Лиза Скворцова создала анимацию с колыбелью младенца, которую описывает Шагал. Мой любимый зал на выставке — с летающей рыбой. Он посвящен отцу художника, и меня очень трогает его образ. Кажется, он был суровым и достойным человеком, испачканным селедкой. Но в то же время важной фигурой в жизни Шагала.


«Первое, что увидели мои глаза»

Начало выставки посвящено самым ранним воспоминаниям из детства Шагала. Тут увидите фрагмент анимации режиссера Елизаветы Скворцовой, автора серии «Колыбели мира». На ней — качающаяся из стороны в сторону люлька с ребенком, мимо которой то и дело проплывает косяк рыб. Они окружали маленького Шагала все детство — его отец работал грузчиком в рыбной лавке. Не забудьте поднять голову и посмотреть на потолок — на нем увидите образы жителей «местечка», где вырос автор.


«Что стоит человек, которому нет цены»

Следующий зал — о семье художника. Здесь увидите небольшие бочки с игрушечными селедками (ими можно кидаться) и рыбу на стене, с которой можно поздороваться за руку и порисовать на ее чешуе. А еще огромный косяк рыб, летающий прямо под потолком. На стене — отрывок из книги Шагала о матери — она хорошо владела словом, и художник был уверен, что унаследовал талант именно от нее.

«Мой грустный и веселый город»

Большую часть юности Шагал провел в Витебске — городу как раз посвящен третий зал. Именно его образ часто появляется на картинах художника, даже когда он пишет Париж. Стены и домики зала расписали художники Алла Николаева и Юрий Меликсетян — на них множество отсылок к творчеству автора. А еще тут можно ходить по мостику, трогать крыши и искать на фасадах персонажей. На стене также увидите графический рисунок кладбища Витебска авторства художника Ингера — Шагал тепло вспоминает даже это лето, потому что в волшебном городе нет ничего темного.

«Птицы и звери»

Этот зал напрямую не связан с автобиографией Шагала, но птицы и животные занимают особое место в его живописи. Здесь находится стол с фигурками зверей, которые можно выкладывать в узоры — получившееся появляется на стене. А еще тут есть театр теней: посетителям предлагают создать героев с помощью рук или специальных фигурок, которые нужно подставить против света.

«Париж»

Дальше вы попадаете в мастерскую художника в Париже — тут находится мольберт и портрет жены Беллы, ставшей для Шагала музой. Ее смерть в 1944 году потрясла художника: он год не занимался живописью, а картины повернул к стене. Еще в комнате стоит платяной шкаф — если открыть дверь, можно пройти через него в другую часть. Там находится столик и большая настенная иллюстрация, отсылающий к типичным местам притяжения художников в Париже — мастерским и кафе.

«Волшебство цирка»

Важная для Шагала тема — цирк. Там происходит то, что невозможно в обычной жизни, — полеты, нарушение законов гравитации и волшебство. Зал интерактивный: около зеркала находится много реквизита от костюмов до жонглерных мечей, которые можно взять. Напротив этой зоны находится большая раскраска по мотивам живописи Шагала.

«Город наоборот»

Финал выставки — подвешенный перевернутый город. Его можно детально увидеть, если взять зеркала и поднести параллельно потолку. Это отсылка ко всем произведениям Шагала — ведь художник считал, с пространством можно делать что угодно.

«Еврейский музей и центр толерантности», ул. Образцова, 11, стр. 1А Выставка идет до 6 сентября

Фото: Предоставлено пресс-службой