Если этим летом вы не доехали до моря, это можно исправить в Москве. Вот лайфхак — идите в 19-й зал Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке или на выставку в «ГЭС-2». Там собраны работы романтика и главного автора живописных «сказок моря» Ивана Айвазовского. Арт-обозреватель Елена Шарова рассказывает, на какие картины обратить внимание.Художник получил статус «великого русского мариниста» еще при жизни. Его знали и любили в России и Европе. Успех Айвазовского — результат ежедневного труда, его можно запросто ставить в пример школьникам.
Он родился в Феодосии в семье базарного старосты — человека, который следит за порядком на рынке. Должность была уважаемая, но не приносила много денег семье. Несмотря на то что лишних средств не было, Ивану оплатили занятия живописью. Его творческие наклонности проявлялись с раннего детства. Например, он сам, без преподавателей, научился играть на скрипке. Позже Айвазовский смог поступить за казенный счет в Академию художеств в Петербурге. То есть на бюджет в самый престижный художественный вуз страны.
Там «за превосходные успехи в живописи морских видов» он был удостоен золотой медали. К ней прилагалось «право путешествия в чужие края для усовершенствования». Это была привычная практика: лучшие выпускники отправлялись на несколько лет в Европу, откуда должны были присылать отчеты и картины. Мол, осмотрел Колизей в Риме, вот зарисовки, а вот пейзаж маслом. Но Иван отказался. Он сначала на пару лет вернулся в родную Феодосию, чтобы «писать с натуры морские виды России», а уж затем покорил Европу.
Например, одна из его работ, «Хаос», оказалась в собрании музея в Ватикане. Ее пожелал купить папа римский Григорий XVI, но Айвазовский отказался брать деньги и преподнес картину в дар понтифику во время личной аудиенции.
Tg-m.ru
В собрании Третьяковской галереи также есть работы, вдохновленные путешествиями Ивана Константиновича. Например, виды на Неаполитанский залив и лунные турецкие пейзажи. Интересно, что художник много ходил под парусами и даже был свидетелем реальных военных столкновений на море, но никогда не писал в это время. Он делал многочисленные зарисовки, по которым затем уже в мастерской в Феодосии создавал свои произведения. Его часто критиковали за скорость — он мог всего за два часа написать картину. Но удивительно, что это никак не сказывалось на качестве работ.
«Радуга»
My.tretyakov.ru
Обратите внимание на масштабное полотно «Радуга» из собрания Третьяковской галереи. Интересно, какой драматичный сюжет нам пишет художник: терпит бедствие большой парусник. Его экипаж спускается в шлюпках на воду и пытается добраться до скалистого берега. Очевидно, что силы человека и стихии не равны. Волны вот-вот накроют лодку. Но на небе восходит солнце, а в левой части полотна Айвазовский пишет нам идеальную радугу. И сразу ясно: еще не все потеряно. У любой бури есть конец, и, какие бы шторма нас ни ждали на пути, мы обязательно спасемся.
Романтик, влюбленный в море с детства, он пишет нам его в изумительных оттенках. Вода тут то изумрудная и прозрачная, то пепельно-розовая, а отступающая стихия передается серебристой невесомой дымкой, которую побеждают нежные оттенки рассвета. Кстати, «Радуга» — одно из немногих произведений мастера, которые лично приобрел в коллекцию Павел Третьяков.
«Черное море»
My.tretyakov.ru
Одно из главных произведений Ивана Константиновича в собрании Третьякова, «Черное море», сейчас можно увидеть на выставке «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». И если соберетесь в очередной раз навестить знаменитые марины, то вот вам игра: постарайтесь сосчитать источники света на картинах. У арт-дилеров, которые продают картины мастера, есть такая байка, что в подлинном произведения Ивана Константиновича всегда изображено четыре источника цвета: это может быть луна в небе, свеча на борту парусника и их отражения в воде.
Фото: Lavrus.tretyakov.ru
Шарова Елена