Форма поиска по сайту
Все материалы

«Светящиеся пейзажи» Куинджи: работы художника на новой выставке «Передвижники»

музеи выставки

31 октября

Главное событие этой недели — выставка «Передвижники» в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Это первый за 50 лет проект о наследии Товарищества передвижных художественных выставок. Увидите знаменитый «Московский дворик» Поленова, «Неизвестную» Крамского и «Охотников на привале» Перова. А открывается выставка работами пейзажиста Архипа Куинджи. Рассказываем, на какие обратить внимание.

«Светящиеся пейзажи» Архипа Куинджи знают все. И самый частый вопрос: как он это делал? Зрители обычно выдвигают невероятные версии: и установленные позади холстов лампы, и фосфор в составе красок, и, конечно, просто волшебство. На самом деле — ловкость рук, особенность зрительного восприятия, талант и никакой магии.

По биографии Куинджи можно снимать сериал, но не драматичный, а трогательный и добрый. Все главные испытания пришлись на детство и юность художника: он родился в бедной семье грека-сапожника и уже в пять лет остался без родителей. Поэтому образование он получил среднее, и с ранних лет ему приходилось работать: мальчик то пас гусей, то помогал в хлебной лавке, то при строительстве церкви.

И все свободное время он рисовал. Заметив это, кто-то из взрослых посоветовал ему отправиться в Крым к знаменитому художнику Ивану Айвазовскому и попроситься в ученики. Есть легенда, что Айвазовский на смех поднял работы бедного мальчика и все, что доверил ему — это покрасить забор в своей усадьбе. Затем еще несколько лет понадобилось Куинджи, чтобы собраться с силами и поехать в Петербург — поступать в Академию художеств. Куда, его, конечно, не взяли и только с третьего раза зачислили в вольнослушатели. Но он был настолько упрям, что не смотря на критику, не сдавался и продолжал писать.

Так, внимательно изучив физический закон дополнительных цветов, он начал создавать свои «светящиеся» пейзажи. Например, в работе «Эльбрус. Лунная ночь» вершина горы будто подсвечена прожектором, она гордо возвышается над облаками. Для того, чтобы добиться такого эффекта, Куинджи экспериментировал: раз за разом писал один и тот же сюжет. Он подбирал краски на палитре таким образом, чтобы они усиливали друг друга.

«Эльбрус. Лунная ночь», Архип Куинджи, 1890-1895

В Третьяковской галереи представлен «Днепр. Утром». Вот эта страсть к исследованию света и воздуха роднит нашего мастера с французскими импрессионистами, работы которых он точно видел. На первые вырученные с продажи своих пейзажей деньги, Куинджи отправился в Париж. Там он приобрел цилиндр и фрак и тут же вернулся в Российскую империю — поехал свататься в свою родную деревню к девушке, которую знал с юности.

«Днепр утром», Архип Куинджи, 1881

Она была из обеспеченной купеческой семьи, и поэтому раньше Архипа Ивановича ее отец и на порог бы не пустили. А тут Куинджи, одетый как парижский денди, явился и получил согласие. Они прожили вместе всю жизнь в любви.

Средства от продажи картин художник удачно инвестировал в недвижимость: он владел тремя доходными домами в Петербурге, поэтому мог позволить себе жить в уединении, писать только то, что нравилось и заниматься благотворительностью. Возможно, из-за бедного детства, но он никогда не отказывал никому в помощи: выручал товарищей-художников, попавших в беду, поддерживал бедных студентов, подавал всегда на улице.

Куинджи в его невероятных пейзажах удавалось сочетать и глубокий символизм, отражающий его мировосприятие, и ни на кого не похожую технику. Посмотреть на его замечательную «Березовую рощу» можно на выставке «Передвижники», которая открылась на Кадашевской набережной. Работу можно изучить подробнее, посмотреть, как сочетаются цвета. А еще кураторы заканчивают экспозицию его серией работ. Эффектные солнечные этюды, оставляют зрителям надежду на то, что даже самой темной ночью наступают рассветы.

Берёзовая роща - Архип Иванович Куинджи. 1879.

Фото: «Эльбрус. Лунная ночь», Архип Куинджи, 1890-1895

Шарова Елена