В канун 2025 года редакция «Сити» подводит итоги и вспоминает все лучшее и интересное, что происходило в кино, музыке и гастрономии в первой четверти XXI века. Что смотрели, где отдыхали, какую музыку слушали и что ели москвичи?
Во четвертой части спецпроекта о кино критик Иван Афанасьев рассказывает про восемь важнейших событий в истории мирового (и российского в том числе) кинематографа последних лет — и заодно пытается дать аккуратный прогноз на будущее.
Коронавирусный шок 2020-го
Начиная с конца 2019-го весь мир, страшно испугавшись коронавируса, постепенно ушел на вынужденную самоизоляцию. Основной пик ограничений пришелся на период с февраля-марта по май 2020 года. На кинематограф это повлияло самым непосредственным образом.
Был даже установлен один грустный антирекорд: в 2020-м ни один фильм (если считать с 2007 года) не смог собрать миллиард долларов в прокате. Да что там — самым кассовым фильмом (точнее, мультфильмом) года стало аниме «Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“», собравшее немногим более 500 миллионов долларов.
А самой кассовой индустрией стала китайская: фильмы из Поднебесной собрали более 2,7 миллиарда долларов в мировом прокате — это на 400 миллионов больше, чем у Голливуда (до этого подобного просто не было). Даже в десятке самых кассовых фильмов года пять — китайские, включая вышедшую в 2021 году в России военную драму «Восемь сотен». Отчасти это обусловлено тем, что в Китае были одни из самых жестких коронавирусных ограничений, которые при этом сняли раньше всех в мире. Люди там буквально ломанулись в кинотеатры, когда появилась возможность, и занесли в кассу огромные суммы.
Блокбастеры больше не интересны
Этот громкий подзаголовок, конечно, слегка утрирует ситуацию, но лишь отчасти. В августе 2020 года в прокат вышел «Довод» Кристофера Нолана — фильм, который, как предполагали многие, должен был спасти кинотеатры после коронавирусных ограничений.
В 2020 году лишь два американских фильма в топ-10 самых кассовых картин окупились — это «Плохие парни навсегда» и «Соник в кино». 2021-й в этом плане стал чуть более позитивным, но тоже не слишком веселым: не считая стопроцентного хита «Человек-паук: Нет пути домой» (почти два миллиарда долларов), ни один американский фильм даже близко не подошел к этой отметке. Это все, конечно, не означало, что блокбастеры больше не собирают денег, зато показывало, что они почти перестали быть большими событиями.
Золотой век стримингов
На самом деле бум стримингового производства на тот момент был и так уже заметным (достаточно вспомнить, что «Ирландца» Мартин Скорсезе снял для Netflix, минуя широкий прокат). Но самоизоляция его лишь подстегнула — и в России тоже: если до этого единственным более-менее популярным стримингом был только «Кинопоиск», то с 2020 года Okko, «Иви», More.tv и другие кинотеатры, в том числе свежеиспеченный Kion, стали новыми крупными игроками и полноценными конкурентами друг для друга. Жаль только, что, получив такие огромные деньги, онлайн-кинотеатры в последние годы стали халтурить — принцип «возьмем количеством в ущерб качеству» работает лишь в краткосрочной перспективе.
Выход российского кино на Запад
Вообще, начало 2020-х в кино — период, когда наши фильмы и сериалы вдруг стали завоевывать публику за рубежом, и делать это уверенно, в том числе благодаря буму стримингового вещания. Началось все с успеха на Netflix «Эпидемии», а продолжилось покупкой для американского сервиса «Майора Грома». Можно вспомнить и как в 2020-м тогдашний президент США Барак Обама, тот еще киноман, включил в списки своих любимых фильмов года «Дылду».
В 2021-м солидно показал себя «Никто» Ильи Найшуллера со звездой «Во все тяжкие» Бобом Оденкёрком. Наконец, Netflix заключил договор на съемки ряда сериалов в России, включая экранизацию «Анны Карениной» — в сериалах должны были сниматься Александр Петров, Федор Бондарчук, Юлия Александрова и многие другие. Ну и конечно, снова Борисов — сразу в двух проектах!
Все как в сказке
2022-й все изменил: американские студии постепенно закрыли свои офисы в России и перестали работать с российскими коллегами. Несмотря на то что некоторые блокбастеры по остаточному принципу, за счет ранее заключенных контрактов продолжали выходить (например, «Джон Уик 4» и «Бордерлендс»), это были единичные случаи.
В 2022-м кинотеатрам было крайне тяжело — часть закрылась, часть переоборудовала помещения под другие нужды (вплоть до батутных парков).
Корейское кино в топе: часть 2
Тем временем корейская культура уже захватила мир: музыкальный олимп покорился k-pop во главе с группой BTS. Численность поклонников росла как на дрожжах, а 2019-й стал одним из пиков за пределами музыки, когда «Паразиты» Пон Джун-хо стали фаворитом Каннского кинофестиваля и «Оскара». Но главное достижение было, конечно, в 2021 году, когда весь мир сошел с ума после премьеры «Игры в кальмара».
Важно лишь отметить, что способствовал этому в том числе стриминговый бум, но с тех пор корейские сериалы установили еще не один рекорд (переплюнув местами и «Игру в кальмара») и стали постоянными гостями крупнейших онлайн-кинотеатров — Netflix, Apple TV+ и Disney+.
Тренд на мультикультурность
А в 2021-м целый ряд ключевых наград забрал «Всё везде и сразу» — фильм про китайскую семью в Америке, снятый двумя режиссерами, один из которых — азиат. Еще спустя год приз за лучший сценарий получил «Сядь за руль моей машины» японца Рюсукэ Хамагути, а еще через год «Оскар» за лучшую песню отдали индийскому боевику «RRR: Рядом ревет революция». Можно вспомнить и вышедшую в этом году экранизацию книги «Сочувствующий» Вьет Тхань Нгуена, в которой вьетнамская война чуть ли не впервые в американском кино рассматривалась через призму вьетнамского народа, а не американцев.
Супергерои — всё
Наконец, и в массовом кино произошли серьезные перемены. «Человек-паук: Нет пути домой», вышедший в 2021 году, можно назвать последним большим супергеройским релизом — все последующие фильмы в жанре кинокомиксов не могли подойти к его успеху даже близко. Про истерию по поводу поделенного на две части финала «Мстителей», ставших самыми кассовыми супергеройскими фильмами в истории, и говорить нечего. Понятно почему: после эпичнейшего финала «Мстителей» было неясно, чем удивлять дальше. «Черная Вдова» добавила феминистскую повестку, «Шан-Чи» сыграл на тренде на глобализм (см. выше), «Вечные» попытались сделать новую команду протагонистов, но безуспешно… А потом стало ясно, что супергерои выдохлись и никому особо не интересны. Приговором стал колоссальный провал «Капитана Марвел 2» у Marvel, а также трех фильмов DC — «Синий Жук», «Шазам! Ярость богов» и «Флэш». Неутешительные прогнозы дают и по поводу будущего нового «Капитана Америки» и перезапуска «Супермена». Что уж говорить, если самым кассовым после «Головоломки 2» в этом году стал фильм «Дэдпул и Росомаха», который яростно издевается над всеми штампами супергероики.
Постскриптум: прогноз на завтра
Пытаться предсказать будущее — дело довольно неблагодарное, но некоторые тенденции уже можно отметить. Вот три тезиса, которые почти наверняка реализуются в ближайшие годы.
Первый — онлайн-кинотеатры перестанут гнаться за бесконечным увеличением количества контента и сосредоточатся на меньшем, но более качественном. Нынешняя политика будет длиться еще пару лет, пока такие тайтлы, как «Дюна: Пророчество» и «Аколит» не станут нормой вместо исключений.
Предыдущие части спецпроекта о кино ищите
здесь,
здесь и
здесь.
Афанасьев Иван