Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Все обсуждают четвертый сезон «Пацанов» — сериала, который окунул идеальный мир сверхлюдей в нечистоты реальности. Кровавое месиво на экране и совсем не добропорядочные главные герои — это результат многолетнего развития индустрии комиксов, которая до того произвела слишком много одинаковых улыбчивых парней в плащах. Супергероям вернули человечность, слабости и пороки — ниже рассказали, как так вышло и что еще стоит посмотреть.

Комикс как мифология

«С большой силой приходит большая ответственность», — завещал Питеру Паркеру его дядюшка. А сейчас кажется, что и всей индустрии комиксов — ведь мифология супергероев в цветастых костюмах буквально к этой фразе и сводится. Из сиквела в сиквел мы идем по крайне понятной канве: необычайное происшествие, новые силы, отрицание, накал страстей, вынужденное принятие, а в конце — битва с боссом. И идея такова: сила, которая была ниспослана богами, радиоактивным пауком или сывороткой роста, должна быть использована во благо всего человечества. Да, и никак иначе. Причем свернуть с пути можно — это как раз пункт «отрицание», но герой всегда возвращался обратно… Пока этот миф не устарел. Беспрекословная мораль в мире постмодерна ощущается как глупость, а желание спасти сразу весь мир — как никому не нужная жертва. И тут приходят «Пацаны».

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Кадр из сериала

Не сразу, конечно. О «Пацанах» все говорят потому, что создатели сериала смогли показать не просто плохишей со сверхспособностями. Они смогли показать мир, где самыми могущественными людьми на планете управляет корпорация, главная цель которой — быть коммерчески успешной. На экране мы получили чистое зло современного мира: искусственно созданных людей со сверхспособностями и бездушный капитализм с его желанием продать как можно больше мерча. В конце концов, бизнес корпорации «Воут» построен не на спасении мира — он построен вокруг супергероев как общественных деятелей. Создатели «Пацанов» занимаются деконструкцией супергеройского жанра, но первопроходцами они не были. Вот кто был еще.


«Хэнкок» (2009)

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Кадр из фильма

В какой-то мере это версия Супермена с алкогольной зависимостью и всеми вытекающими последствиями — руганью, грязной одеждой и наплевательским отношением к окружающим. В этом фильме сбивается супергеройская спесь — даже летающий парень может пить от тщетности бытия. Правда, Хэнкок (Уилл Смит) к середине фильма изменится — в целом, дурных наклонностей у него нет и не было, таковы были обстоятельства. Но мы уже наблюдаем за персонажем, у которого есть настоящие человеческие пороки, а не только ахиллесова пята в виде криптона.


«Хранители» (2009)

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Кадр из фильма

Супергерои в этом мире — самое обычное явление. Живут себе маргинальные сверхлюди в Америке времен холодной войны, в то время как все население страны под шумок хочет отправить их на пенсию. Да, они тут никому не нужны, так что приходится приспосабливаться к реальности, которая хочет от них избавиться. Эта лента Зака Снайдера может показаться затянутой — хотя в одном из интервью режиссер и говорил, что, будь его воля, он снял бы шестичасовой фильм. Затянутой она быть и должна — на экране начало конца для сверхсильных людей, которые постепенно скатываются все в большую яму отчуждения.


«Хроника» (2012)

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Кадр из фильма

Школьники нашли упавший метеорит и случайно получили сверхсилы. Кино снято в жанре «найденной пленки», поэтому название у фильма соответствующее. Герои — обычные юнцы, да еще и живущие в настоящем, а не идеализированном мире, где существует социофобия, буллинг и алкоголизм. А теперь и возможность делать невероятные вещи силой мысли… у того, кто затаил злобу на весь остальной мир.


«Дэдпул» (2016)

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Кадр из фильма

Крайне очевидно, но «Дэдпула» нельзя не упомянуть. Это кино доказало, что зрители могут следить за персонажем, который откровенно заявляет, что он не герой, в самом начале фильма. Кровь, ненормативная лексика и небывалая жестокость — все это, оказывается, не пугает зрителя. Хотя канва повествования остается той же — вплоть до отрицания сверхсилы и битвы с боссом. Но сглаживает это то, что Дэдпул знает, что находится в комиксе. И да, убивает он только плохих парней, да и есть там злодей похуже (кстати, тоже корпорация) — на самом деле герой остается героем, как ни крути.


«Отряд самоубийц» и «Миротворец»

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Кадр из фильма

Плохие парни спасают мир — еще больше злых супергероев как из «Пацанов»

Кадр из сериала

Есть такой Крис Смит, он же Миротворец, который, как Стив Роджерс, представляет собой как бы антропоморфное воплощение Америки. Что это значит: если Капитана Америку комиксисты изначально создавали в качестве пропагандистской фигуры, то Миротворец — это более реальное воплощение. Смит изображен как человек, который искренне верит, что служит интересам мира и гармонии. Правда, ему все равно, сколько мужчин, женщин и детей приходится убивать, чтобы достичь всего, что он считает необходимым.


Теперь все будут снимать кино о злодеях?

Ну да. Только «теперь» из вопроса лучше убрать. Фильмы про антигероев вроде Джокера — это не новое восприятие супергероики, а, скорее, следующий виток развития. Это уже случилось в комиксах: например, серию «Темные Мстители» (о сюжете можно догадаться без пояснений) Marvel выпустил еще в 2009 году. Интересно, что согласно легенде суперзлодеи тут притворялись супергероями.

И вот что еще важно: выше, даже из кратких описаний «плохих» спасителей человечества понятно, что, как бы они ни пили и ни сбивались с пути истинного, зрителю нужно уцепиться за что-то, что поможет сопереживать. То есть смотрите, перед нами перевертыш — если раньше мы следили за насквозь правильным героем с ноткой гнили, то сейчас все наоборот, инь и ян. И тут вы скажете: «Так в „Пацанах“ супергерои насквозь омерзительны, причем у каждого бонусом есть личная хтонь, будь то эдипов комплекс или любовь к осьминогу». И вы будете правы, но все в порядке: болеем-то мы за команду людей. А там правило сохраняется: даже самые отпетые негодяи вроде Бутчера умеют по-настоящему любить.

Текст: Анастасия Меньшикова

Фото: кадр из фильма «Дэдпул»

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

19 июня