Форма поиска по сайту
Все материалы

100 лет Картинной галерее ГМИИ имени Пушкина. Рассказываем, как менялась экспозиция

В Пушкинском музее до 27 апреля проходит выставка, приуроченная к 100-летию Картинной галереи. Рассказываем, почему круглая дата — совсем не точка и как постоянная экспозиция меняется за счет закупок, научных открытий, реставрации и новой развески.

Новая выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоит из двух витрин с архивными документами и пары картин (Гверчино и Гаспара Дюге), которые достали из запасников. На деле же она служит приглашением к первому или повторному знакомству с Картинной галереей музея, отметившей в прошлом году свое 100-летие. Пушкинский музей, открытый на Волхонке в 1912 году, задумывался как учебное собрание слепков. Затем концепция постепенно менялась, и в 1924 году было решено открыть Картинную галерею.

Гаспар Дюге, «Городок в Лациуме»

История межмузейного обмена, расформирования одних собраний, появление и переименование новых — это целая эпопея, которая в первую очередь интересует специалистов. Обычному зрителю выставка должна напомнить, что постоянная экспозиция — это не что-то раз и навсегда застывшее во времени.

Многие думают, что как эти картины повесили 100 лет назад, так они и висят, но это совсем не так. После прошлогодней реэкспозиции мы открыли 10 залов искусства старых мастеров. Картин стало в два раза больше по сравнению с 2021 годом, есть новые поступления, о которых многие не знают.
Тамара Минина
Научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров


Возвращение к истокам

В последний раз облик Картинной галереи радикально изменился в 2021 году. Тогда приглашенный французский дизайнер Патрик Уркад превратил шесть исторических залов в белоснежные пространства, в которых у многих картин появились собственные, специально под них спроектированные выставочные щиты. Впоследствии, признав это решение временным, руководство музея решило от него отказаться. К осени прошлого года экспозиция вернулась к своему прежнему виду, но с некоторыми изменениями.

«От светлых стен в залах старых мастеров мы отказались, так как белый и светло-серый убивают старую живопись, — рассказывает Анна Сулимова, заведующая Отделом искусства старых мастеров. — Если раньше застройка мешала большим экскурсионным группам передвигаться по залам, то теперь пространства стало гораздо больше. Еще мы включили в постоянную экспозицию скульптуру и произведения декоративно-прикладного искусства, отсутствовавшие в залах в 2021 году». Например, полностью преобразился восьмой зал «Искусство готики и Возрождения Западной Европы», в котором впервые появился богато украшенный фигурами и сценами из алебастра в сочетании с позолоченной бронзой и полудрагоценными камнями настольный кабинет черного дерева.

Провенанс имеет значение

Еще одно важное новшество — этикетки, которые теперь расположены на специальном цоколе под картинами. Помимо указания имени автора, названия и стандартных параметров вроде техники, датировки и размера на них содержится информация об изображенном сюжете и лишь в отдельных случаях — о провенансе, то есть просхождении работы. «Когда мы его указывали полностью, текста порой было так много, что его было невозможно разместить на этикетке», — рассказывает Анна Сулимова.

Симон Вуэ, «Благовещение» (фрагмент)

Например, «Благовещение» Симона Вуэ из собрания дипломата и коллекционера Ивана Ивановича Барятинского когда-то висело в парижской капелле кардинала Ришелье. С ним во французских залах соседствуют, например, работы Франсуа Мариюса Гране и Жана Франсуа Ван Даля, в свое время украшавшие покои Жозефины Богарне в Мальмезоне. Причем известны точные места, где именно они висели.

Возвращение из запасников

Важная часть музейной работы, которая часто остается в тени, это реставрация. Специалисты Пушкинского регулярно оценивают состояние произведений, хранящихся в запасниках, определяя те работы, которые нуждаются в реставрационном вмешательстве, например, в утоньшении потемневшего лака. Таким образом выстраивается очередь и определяются те картины, которые будут отданы первыми в реставрацию.

Обновленный французский зал, посвященный искусству рококо

В одном из обновленных французских залов сейчас экспонируется портрет, который долгое время считался работой немецкого мастера. «Я не знаю, почему мои коллеги в 1980-е годы так его записали в инвентарь, — признается Анна Сулимова. — Кроме того, в изображенном на портрете мужчине они предполагали Августа I Саксонского, хотя он на него совершенно не похож. При осмотре реставраторам эта работа очень понравилась, но состояние было ужасным. Ее, скорее всего, пытались реставрировать еще в XIX веке и частично снимали лак. В результате возникало впечатление, что лицо мужчины покрыто пятнами, как при кожной болезни. Пока шла реставрация, я установила автора. Им оказался Иасент Риго. Потом по каталогу-резоне определила и модель. Так с прошлого года картина появилась в постоянной экспозиции».

В итальянском зале с января этого года висит отреставрированный шедевр Луки Джордано «Святой Себастьян». Когда-то картина украшала петербургский Мраморный дворец и считалась работой неизвестного итальянского мастера или художника круга Риберы. О том, что это полотно кисти Джордано впервые заговорила главный научный сотрудник отдела старых мастеров Пушкинского музея Виктория Маркова. Проведенная в прошлом году реставрация освободила красочный слой от загрязнений и подтвердила ее догадки.

Закупки

По словам Анны Сулимовой, активнее всего пополняются фонды декоративно-прикладного искусства, например, сейчас планируется приобрести коллекцию вееров. Новые закупки в дальнейшем появляются и в экспозиции. «С покупкой живописи в современных реалиях дела обстоят сложнее, но мы стараемся, — признается Анна Сулимова. — Буквально на следующей неделе я повешу наше приобретение прошлого года, «Портрет офицера» Никола де Ларжильера». В девятом зале «Искусство Фландрии XVII века» висит еще одна недавняя покупка Пушкинского, картина «Поклонение волхвов» Отто ван Вена, выдающегося фламандского мастера эпохи маньеризма. В его мастерской в конце XVI века в качестве помощника работал Питер Пауль Рубенс.

Отто ван Вен, «Поклонение волхвов» (в центре)




Ничего постоянного

Хотя Картинная галерея и считается частью постоянной экспозиции Пушкинского музея, но на самом деле она постоянно меняется. Одни работы уходят на реставрацию, другие отдаются на выставки в другие музеи. Поэтому уже сложившуюся развеску приходится постоянно менять. «На самом деле это самая увлекательная часть работы, — признается Анна Сулимова. — Композиция развески в зале должна быть выстроена так, чтобы ее смысл был ясен даже не искусствоведу».

В обновленном французском зале, посвященном искусству рококо, есть композиция со шпалерой, комодом, вазами-ароматницами и бронзовыми каминными часами с фигурой носорога. Анна Сулимова признается, что выстраивалась эта экспозиция довольно сложно.

Это музыкальные часы, но механизм давно сломан, зато когда мы переносили часы из запасника в зал, он неожиданно заработал
Анна Сулимова


Луиза-Элизабет Виже-Лебрен, портрет великой княгини Анны Федоровны

Иногда перемены в экспозиции служат поводом для установления обратной связи с посетителями музея. Стоило заменить в обновленной развеске один женский портрет Луизы-Элизабет Виже-Лебрен на другой, как в Пушкинский стали поступать письма с просьбой вернуть обратно убранную работу.

Неожиданные открытия

Сюрпризы случаются и с казалось бы хорошо известными шедеврами. Картина «Дама с лирой» была куплена Пушкинским музеем еще в 1964 году. Она была записана в инвентарных книгах как произведение кисти мадам Ривьер, а модель, со слов предыдущих владельцев, была определена как Жозефина Будаевская, жена польского генерала, который служил при Наполеоне. Но никаких упоминаний о загадочной французской художнице с фамилией Ривьер специалистам долгие годы найти не удавалось. Разгадать эту тайну Анне Сулимовой удалось лишь несколько лет назад, когда она сравнила подпись на картине с подписью Огюста Луи Жан-Батиста Ривьера на одной парижской выставке. «Вот так неизвестная мадам оказалась в итоге месье, и таких историй, связанных с нашими экспонатами, очень много», — добавляет Сулимова.

Огюст Луи Жан-Батист Ривьер, «Портрет Жозефины Будаевской (Дама с лирой)»

Текст: Александр Быковский

Фото: Предоставлено пресс-службой музея