В программе «Сити» встретились с основателем центра «Масловка. Городок художников» Василием Деминым и узнали, как ритм жизни у художников отличается от обычного человека и как в городке помещались и мастерские, и детский сад, и даже солярий на крыше.
В 1929 году началась история Московского городка художников. Изначально в него должно было входить 15 домов, но из-за Великой Отечественной войны построили только пять. Но даже в них, где были и мастерские, и квартиры, сконцентрировались таланты и цвет российского изобразительного искусства. Такие художники, как Татлин, Лабас, Тышлер, Клуцис, Пластов, Пименов, Решетников и многие другие, работали здесь.
Именно в городке создавался, например, образ всем известного с детства Мурзилки, а дальше Аминадав Каневский, отец этого образа, работал здесь же над журналом.
На протяжении 100 лет создавались всем знакомые шедевры — от «Опять двойка» Федора Решетникова до «Новой Москвы» Юрия Пименова.
Об устройстве городка художников и жизни в нем
Для художников было создано абсолютно все, чтобы они занимались только своей работой. Детский сад, ателье, столовая и даже солярий на крыше — это было предусмотрено инфраструктурой городка.
Я, когда переезжал сюда, осознавал, что ритм жизни художников отличается от жизни обычных людей. И первые годы мои соседи, которые в дальнейшем стали моими друзьями, обижались на меня, потому что в два-три часа ночи я слышал жуткий грохот и шум — они сколачивали рамки или передвигали мебель под новую постановку, — просил их быть потише, а они отвечали: «Как это — потише? Позвольте, товарищ, у нас творческий процесс. Вы в доме художников, между прочим, живете». А, например, дети, родившиеся в городке, думают, что в этом мире есть только две профессии — художник и дворник.
Для меня жизнь в городке художников — это ежедневные открытия вот уже 15 лет. Совсем недавно мои друзья обнаружили в масловских подвалах несколько скульптур Анны Голубкиной.
Буквально с первых же месяцев моей жизни на Масловке я погрузился в ее историю. И не было практически дня, чтобы я не ходил в мастерские или квартиры своих соседей и друзей. Это даже превратилось в настоящую исследовательскую работу: поднимались архивы, изучались дневники, письма, истории.
Про создание музея
В итоге это вылилось в пятилетнюю работу — сначала по созданию большой книги, посвященной истории Масловки. А затем уже пришло понимание, что Масловке нужен свой музей.
История его создания очень интересна. Дело в том, что раньше, на протяжении 70 лет, здесь был детский сад. И какая лучшая судьба могла быть у этого места? Ну, конечно же, музей, которого так долго ждали многие поколения художников.
Экспозиция соткана одновременно и из коллекции музея, и из тех экспонатов, которые мы попросили у наших друзей-художников и их семей. Вы можете увидеть, например, работу Давида Штеренберга, которая не выставлялась последние 80 лет, а это абсолютный шедевр.
Но, конечно же, Масловка по-прежнему остается закрытым миром, а музей — это тот самый мостик к нему.
This browser does not support the video element.
Эфир «Сити» от 22 ноября 2025 года
Смотрите «Сити» на канале «Москва 24» каждую субботу в 14:00.