
«Мурзилке» — 101 год. Вспоминаем, как менялся журнал и за что его уже больше века любят читатели
Историю первых номеров «Мурзилки», похождения неведомой зверушки и главные анекдоты, связанные с журналом, вспоминает радиоведущий Александр Абрахимов.
В 1971-м мне было 3 года, и семья стала выписывать красочный журнал «Мурзилка», и в моей жизни появился первый «глянец». Я уже знал все буквы, но читать еще не умел. Поэтому проводником в новый журнальный мир была мама. Она спрашивала меня как взрослого, чем отличается «Мурзилка» от книжек про «Трех поросят» и «Топтыгина», кто этот странный желтый зверек в шарфике и красном берете, что и почему он делает, она терпеливо ждала пересказа и следила за реакцией. Если картинки и истории не вызывали у меня восторга, журнал скучал на нижней полке этажерки. Я всегда мог его стянуть и вернуться к напечатанному.

ГосКаталог
Еще до школы мы с двоюродным братом полюбили в «Мурзилке» разгадывать смешные загадки в рубрике «Куча Мала», а в начальных классах уже решали хитрые задачки на логику. Чтобы узнать правильный ответ, журнал нужно было повернуть «вверх ногами». И этот издательский трюк подкупал. Ведь в детстве казалось, что только ради этого нам «Мурзилку» и покупают.
Первый номер «Мурзилки»
Его наши предки листали в мае 1924 года. Было тогда отпечатано 20 тысяч экземпляров. Журнал задумали как приложение к «Рабочей газете», издававшейся в Москве на Охотном ряду. В редколлегию вошло более 30 человек, и среди них был уже зрелый, 42-летний Корней Чуковский.
«Мурзилка» в начале своей карьеры выходил в формате книжки с крупным шрифтом, со множеством рисунков и с обложкой в красках. Самым «ценным» были картинки-приложения с контурами для вырезания и склеивания. Из них дети могли своими руками сложить игрушки, модели, панорамы, макеты театра, цирка, или настольное зоологическое лото. Журнал не разрешал сидеть без дела! В редакционном приветствии говорилось: «Мурзилка» «покажет, как ребята должны работать сообща, чтобы им весело было от работы».
Журнал приучал читателей к четкой структуре с постоянными отделами. Вот, как современные дети знают, что в меню фаст-фуда точно всегда будет бургер и картошка, так малыши ждали в «Мурзилке» рассказы о явлениях природы, животных и растениях, маленькие пьески, стихотворения и басни, шутки, загадки и задачки.
Для обложки первого номера художник товарищ Ротов нарисовал две мордашки — малыша и собаки. А «большим» текстом стал рассказ Александра Федорова-Давыдова «Мурзилкин первый день» — он про маленького щенка, которому из-за его шершавости, лохматости, шустрости и непоседливости, слесарь Степан дал кличку Мурзилка.

Сергей Бобылев/ТАСС
Должно быть, новообращенному советскому слесарю Степану в детстве крупно повезло, и до революции на сон грядущий ему читали книгу «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» Анны Хвольсон. Иначе откуда бы он знал это слово — Мурзилка.
В книге Анны Борисовны Хвольсон, изданной в 1889 году, Мурзилка предстает как франтоватый, но бестолковый и ленивый эльф по прозвищу «Пустая голова». Нарисованный художником Палмером Коксом, он совсем не похож на Мурзилку современного.
За всю свою вековую историю журнал ни разу не прекращал издаваться, выходил ежемесячно даже во время Великой Отечественной войны. А в 2012-м «Мурзилку» занесли в Книгу рекордов Гиннесса — признали детским бумажным долгожителем.
Желтая неведомая зверушка
Позже я уже пристально следил за главным персонажем. Было странно: человекообразное существо со странным то ли именем, то ли кличкой не просто наделено даром речи, а еще пишет статьи и делает фотографии. Неведома зверушка вертелась по жизни как белка в колесе — постоянно куда-то сломя голову неслась, что-то писала, кому-то помогала, хвалила-ругала, и всегда была в гуще реальных и выдуманных событий. И везде ее ждал почет и успех!

ГосКаталог
На картинках желтый пушистик часто парит в воздухе: загадочная сила подбрасывает его ввысь, он перемещается, оставляя за собой след-вихрь. Мне казалось, что где-то внутри у него спрятан мотор, а вместо лап должны быть крылья. Эта его живая «непонятность» интриговала, а неуспокоенность и прыть стали вызовом и допингом.
За свою столетнюю жизнь Мурзилка как чудо-трансформер неоднократно менял облик: был собачкой, мальчиком, рыжим существом, а также представал в образах путешественника, спортсмена, школьника, художника, космонавта и даже былинного богатыря Мурзилы.
Свой самый узнаваемый образ он получил только в 1937 году. В журнале было опубликовано экстренное сообщение: «Наконец-то нашелся Мурзилка! Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет… а в следующих номерах — разные приключения удивительного существа». Таким мы и знаем Мурзилку по сей день.
В первые годы существования журнала власти серьезно поднимали вопрос о его переименовании в «Октябренок», но издателям эту тему удалось замусолить, а историческое название — сохранить.
Любимые обложки
Контент «Мурзилки» брежневского периода был идеологизирован мягко, 50 на 50. Четко отрабатывались «красные» памятные даты и текущие значимые события. Цветные обложки из года в год украшали серп и молот, воины и моряки, строители БАМа, Голубь мира, Цветок дружбы, и всегда чем-то озабоченные октябрята и пионеры — в классе задачи решают, старикам помогают, листву собирают, ежа изучают.

ГосКаталог
Но мой глаз охотнее цеплялся за неожиданные обложки-сюрпризы. Например, с хоккеистом и всей его спортивной амуницией; большим рюкзаком для летнего похода, из карманов которого торчали фонарик и молоток; или где дети-артисты, с виду точно иностранцы, поют на сцене в микрофон.
Кое-какие сюжеты, что называется, глубоко вонзились в память
В середине-конце 1970-х печаталась серия «Путешествия Туда и Обратно». Это были научно-фантастические сны Мурзилки о его полетах в неведомые миры. Читать было интересно, потому что желтый зверек выглядел не идеальным героем, а пацаном со двора, который попадает в переплет. Он прилетает на планету Черная Дыра, где обитатели говорят совсем не то, что думают. В этой серии рассказов Мурзилка летает по делам на личной ракете будто на бизнес-джете, рискует жизнью, читает чужие мысли, а в друзьях у него странноватые Квадратик и Шиворот-Навыворот.
«Мурзилка» приоткрывал нам дружественный мир. Тогда печаталось много историй, рассказов и детских новостей от сверстников из стран социалистического лагеря — Болгарии, Румынии, Чехословакии и Венгрии.

ГосКаталог
В школе проводили классные часы, на которых мы обсуждали самые интересные статьи и рассказы из журнала. И нещадно кромсали «Мурзилку» ножницами для стенгазеты. Вообще, в школе желтая довольная и упитанная мордашка в берете набекрень преследовала меня до выпускного вечера.
«Мурзилка» для взрослых
У «Мурзилки» было немало взрослых хлопот. Журнал оказался великолепной школой для нескольких поколений известных писателей и художников. Им отдельное спасибо: они будили фантазию и учили мечтать, прививали интерес к остроумным текстам, вкус иллюстрациям — смелым и абсурдистским.
Публиковались Демьян Бедный, Самуил Маршак, Агния Барто, Борис Заходер, Николай Носов, журналу долгие годы были преданы отличные художники.
Писали в «Мурзилку» и не от хорошей жизни. Он стал спасательным кругом для многих больших мастеров в их самые трудные периоды жизни, выручал, давал работу, скромные гонорары и некоторую иллюзию собственной полезности.

ГосКаталог
А, вот, Корней Чуковский оказался в настоящей опале после публикации в «Мурзилке» отрывков своей новой сказочной поэмы «Приключения Бибигона». Было это в 1945-1946 годах. Читатели забрасывали редакцию тоннами восторженных писем, но все новое и непонятное в детской литературе пугало цензоров. По их указанию текст «вредной и бессмысленной страшилки»» ждало забвение. Историю про крохотного мальчика-волшебника вновь напечатают во время «оттепели» — в начале 1960-х годов. Но первым «Бибигона» подарил читателям именно «Мурзилка»!
Мурзилка — герой анекдотов и школьников
Успех журнала подтверждает его упоминание при самых разных обстоятельствах. В 1960-е годы автомобилисты рассказывали друг другу загадку якобы из «Мурзилки» про популярный в то время чехословацкий мотоцикл Jawa 250. «Между ног болтается, на три буквы называется». Ответ — «Ява».

ГосКаталог
В переходные 1990-е годы, старая гвардия газетчиков ревниво называла плодившиеся глянцевые журналы еще одной «мурзилкой для взрослых». А создатели им отвечали, что это лучший комплимент, значит редакция «попала в настроение читателя».
Спустя 101 год наши дети продолжают писать письма Мурзилке, как живому персонажу. Дед Мороз бы позавидовал. Только спрашивают они чаще не о праздном, а о тревожном. Что делать, когда над тобой смеются одноклассники, потому что ты носишь очки, не так одеваешься или рыжий. Где найти нового папу? И на все эти детские беспокойства журнал обязательно находит ответы.
«Мурзилка» всегда рядом — ищите его в библиотеках, в книжных магазинах, киосках, и в интернете.
«Мурзилка», спасибо что живой!
Читайте также
16 мая