Литературный критик и шеф-редактор международного сервиса аудиокниг Константин Мильчин рекомендует классиков отечественной прозы, которым удалось воссоздать на страницах атмосферу военного времени. Попросили выбрать самые пронзительные: получился топ-три.
Константин Мильчин
литературный критик
«А зори здесь тихие…»
Борис Васильев
Это великая книга. К сожалению или к счастью, она находится в тени экранизации. Есть три экранизации: старая великая советская, современная российская и китайский сериал. Мне, конечно, больше нравится советская. Сама по себе книжка замечательная. Наверное, ее сюжет известен всем. На Севере есть небольшой пост, где работает опытный старшина. К нему присылают пятерых девушек. Он, конечно, хотел каких-нибудь парней, а к нему присылают девиц, с которыми ему сложно. Но в итоге они оказываются именно теми, кто там должен быть — в нужное время и в нужном месте. Книжка страшная, со страшным финалом.
Есть много книжек про войну, которые проще всего сравнить с какой-нибудь плохо снятой кинолентой. А вот «Зори» — в 3D-эффекте с Dolby, даже в 4D — как будто ты там сам внутри, как будто ты охотишься на этих немецких диверсантов. Это полное погружение в реальность. Как такого можно было добиться с помощью обычных слов — для меня загадка и подтверждение величия этой книги и таланта Бориса Васильева.
«Момент истины»
Владимир Богомолов
Эта книжка тоже находится в плену замечательной экранизации. По этому роману был снят фильм «В августе 44-го». Книжка великолепная: редкая смесь детектива, очень крутого психологического триллера, шпионского романа и военной драмы. Как удалось все это поместить в не очень большой по объему текст — тоже некоторая загадка. Отгадка должна объяснить нам, как писать хорошие книжки, а плохие не писать.
«Честное слово»
«В осажденном городе»
Леонид Пантелеев
У Леонида Пантелеева есть небольшие заметки и рассказ «Честное слово» про блокадный Ленинград, в котором автор провел страшные месяцы, страшную первую зиму. Он был эвакуирован, вернулся в 1944-м. И там пронзительные строки о том, как он возвращается в мертвый город, который начинает оживать. Это точные заметки про людей, про то, как ловят шпионов. Оказывается, что это обычные люди, а вовсе не шпионы. Слава богу, невинно заподозренных людей удается отбить у милиции.
Но моя любимая история — видимо, выдуманная от начала до конца самим Пантелеевым — про то, как эвакуируют статуи. Действительно, это был важный момент: когда немцы подходили к городу, статуи или эвакуировали, какие можно, там много прекрасных статуй, или обкладывали мешками с песком. И только Суворова, который в виде Марса стоит на Марсовом поле, не эвакуировали и не прикрыли мешками. Потому что, по легенде, сам Александр Васильевич сказал: «Негоже мне, великому русскому полководцу, прятаться от врагов».
Есть ровно такая же легенда про памятник Петру I, который планировали эвакуировать в 1812 году, потому что Наполеон имел привычку воровать крупные статуи из разных городов, которые он захватывал. Думали эвакуировать памятник Петру, но Петр сказал: «Нет, нельзя меня отсюда убирать». Вот такая удивительная история и преемственность городских легенд.