«Аркейн» — новый проект Netflix по игре League of Legends, который в считаные дни обошел по популярности нашумевший южнокорейский сериал «Игра в кальмара». Вместе с кинокритиком Егором Беликовым разбираемся, что это за сериал и нужно ли его смотреть тем, кто вообще далек от мира видеоигр.Здесь понадобятся некоторые дисклеймеры. Во-первых, автор этой рецензии никогда не играл в League of Legends, но при этом не слишком далек от мира видеоигр, просто с жанром MOBA как-то не срослось, агрессии к этим универсально популярным проектам он не испытывает. Словом, это не бумерский текст, полный хейта ко всему, что хоть как-то связано с «этими вашими стрелялками», — вовсе нет, наоборот, любому переосмыслению в кинематографическом медиуме виртуальных миров я был бы рад.
Во-вторых, это не сведение счетов с Netflix — они действительно большие молодцы, очень много работают, не боятся рисковать и ступать туда, куда никто еще не заходил. Например, снять по мотивам изначально бессюжетной видеоигры довольно продолжительный и визуально экспрессивный мультсериал — чем не проявление продюсерской смелости?
В целом, конечно, круто, что «Аркейн» вообще существует, но стоит ли его смотреть? Вопрос не праздный. Рассмотрим вышедшие шесть серий (всего их будет девять, выходят они по субботам) с точки зрения человека, который вообще ни в зуб ногой, что это за «Аркейн» такой и по какой вселенной он создавался. Даже с этой перспективы перед нами что-то удивительное. Безвестная в целом французская студия Fortiche Productions, которая раньше нарисовала анимационный сериал про сумасшедших кроликов Rabbids Invasion (олды, наверное, помнят игру Rayman Raving Rabbids) для другой видеоигровой компании Ubisoft и исторический телефильм «Последний галл» (Le dernier Gaulois), — неожиданно и одним махом впрыгнула в эшелон топовых производителей современной компьютерной мультипликации.
Это выглядит потрясающе: с одной стороны, удивительная проработка каждого кадра, с другой — это все не хендмейд, а визуализировано на компьютере, причем с оглядкой на традиции рисованной анимации. Даже непонятно, как это вообще сделано. Впрочем, удивляться возможностям графики в 2021 году — это какое-то бумерство. Просто посмотрите трейлер, этого вполне достаточно, чтобы понять, как все выглядит.
Видео: Netflix Russia/YouTube
Проблема в сюжете. Нехорошо отделять его от того, как он отрисован, особенно в случае анимации (ведь там сторителлинг зачастую завязан на стиле мультипликации и история существует только в том мире, который придумал автор), но приходится: тот же самый «Аркейн» мог бы быть и live action, то есть игровым художественным кино, которое пришлось бы слишком дорого декорировать под обстоятельства фэнтезийной вселенной.
В целом тут та же причина для выбора именно анимационной основы, что и в «Любви. Смерти. Роботах» того же сервиса, — слишком уж дорого бы стоили фотореалистичные спецэффекты. Так или иначе, отдельные троицы серий — это разделенные по внутренней хронологии истории, тем или иным образом построенные вокруг жизни двух сестер — Вай и Паудер. Их родители погибли во время восстания, теперь им приходится нелегко.
Некоторый элемент неожиданности вносит в эту историю спецификация «Аркейна»: в этом мире существует и наука, и магия, но последняя под фактическим запретом. Хотя, по сути, ничего толком не меняется, даже второстепенные персонажи так настойчиво оппонируют друг другу (к примеру, Джейс и Виктор, Вандер и Силко — не запоминайте имена, это, считай, одна и та же шарманка по кругу с косметическими изменениями), что догадаться о том, что же произойдет с сестринством главных героинь, нетрудно — судьба их разведет по разные стороны баррикад.
Наверное, для тинейджеров подобный предсказуемый сюжет подойдет, вот только в качестве взрослого зрителя чувствуешь себя неловко, примерно как когда всерьез смотришь «Свинку Пеппу» или пьешь детское шампанское — ощущение, словно чего-то отчетливо и мучительно не хватает. В данном случае — смысла, добавленной стоимости, короче говоря, божьей искры.
«Аркейн» пусть и продолжителен — даже без финальных серий, которые выйдут 20 ноября, сериал уже длится больше четырех часов, — но как будто не очень-то и нужен. Он не дает зрительского облегчения, как другой стриминговый хит «Тед Лассо», не обеспечивает погружения в иные миры, как некоторые фэнтезийные удачи того же Netflix («Ведьмак», хотя и его всерьез тяжеловато смотреть, если честно). В общем, не совсем ясно, в чем тут фактор зависимости, а именно он является определяющим в многосерийном контенте — надо же как-то себя заставлять продолжать, для этого нужна аддикция.
Чем же объясняется успех «Аркейна»? Если посмотреть на сводки FlixPatrol (ключевой агрегатор национальных чартов Netflix, там же считается и всемирный рейтинг), то становится видно, что успехи этого сериала календарно зависимы, в том смысле, что серии смотрят ближе к выходным, а вот дальше на первое место тихонько возвращается «Игра в кальмара», чтобы отступить, но ненадолго. И это легко объяснить: на самом деле, как ни старается откреститься данный проект от оригинальной вселенной League of Legends, все равно это конкретное экранное пространство переполнено разнообразными отсылками, которые сейчас активно собирают в списки на окологиковских ресурсах, и, даже прочитав эти материалы в медиа, не удается понять, в чем прикол, если ты не играл.
Вот и получается, что «Аркейн» — всего лишь дополнительный материал для фанатов, которых, весьма предсказуемо, миллионы, и они вполне могут обеспечить популярность одному конкретному проекту. Так что не всегда известность является определяющей — возможно, миллионы мух вполне могут ошибиться.
Такого не случилось с «Игрой в кальмара», но Netflix давно уже превратился в колоссальных размеров контентную помойку, причем контент может быть сколь угодно высокобюджетным — это, по сути, неважно. Важно, что «Аркейн» ни себе, ни кому-то еще показывать не имеет смысла: себе — точно нет, а детям соответствующего возраста ваша помощь для просмотра не потребуется, они и сами все найдут.
Фото: Netflix
Беликов Егор