В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Билла Бернетта и Дэйва Эванса «Дизайн работы мечты». В ней авторы делятся советами, как получать удовольствия от своей работы в посткризисных условиях. Публикуем отрывок с чек-листом, который поможет уже сейчас пересмотреть свое отношение не только к профессии, но и к рутинным задачам. До того как вы начнете проектировать и менять свою трудовую жизнь, придется научиться мыслить подобно дизайнеру. Как это делается, мы объясним, но вам следует осознать одну очень важную вещь: дизайнеры не продумывают, а прокладывают путь. Чтобы действовать аналогичным образом, следует освоить и практиковать дизайнерское мышление. В первой книге мы привели пять установок дизайн- мышления, в этой книге их уже шесть. (Появился дополнительный и очень важный инструмент.) Вот эти установки: любопытство, нацеленность на действие, переосмысление, осознанность, радикальное сотрудничество и — бонус — сторителлинг.
Проявляйте интерес. Уделяйте внимание людям, работе и миру в целом, потому что дизайнер все начинает с чистого листа и в первую очередь задается вопросом «Почему?». Любопытство — а оно вполне естественно для человека — придаст вам сил выбраться из скорлупы и начать общаться с теми, кто интересен.
Любопытство — самая важная установка дизайнерского мышления: оно побуждает к поиску и действию и лежит в основе почти любой проектной деятельности. Забудьте о рациональном мышлении (оно пригодится позже, когда будете оценивать предложенные варианты) и проявите любопытство. Окружающий мир невероятно интересен! А когда вы искренне уделите людям внимание (то есть продемонстрируете заинтересованность), они только обрадуются иметь с вами дело. Запомните: заинтересованный значит интересный.
Пробуйте новое. На этом этапе вы уже нацелены на действие — ваши вопросы и любопытство превращаются во взаимодействие с миром. В книге «ДВЖ» мы показали, как создавать прототипы разговоров и ощущений, в этой продемонстрируем гораздо больше способов заглянуть в будущее и подсмотреть, что придется по душе дома и на работе. С такой установкой вам всегда будет чем заняться, с кем поговорить и что попробовать. В этой книге мы представим эксперименты с различными стратегиями. Дизайнеры прокладывают путь и, нацелившись на действие, опытным путем узнают, что им подходит как на работе, так и в жизни.
Посмотрите на проблему под другим углом. Освоив такой важный прием, как переосмысление, или рейфреминг, вы уже не сможете зайти в тупик. Дизайнеры начинают с переосмысления возникшей проблемы, потому что та редко бывает по-настоящему сложной. Данная книга посвящена сфере труда и серьезным трудностям, которые мы называем «дисфункциональные убеждения». Речь идет о не соответствующих действительности точках зрения, которые не просто не помогают, но и мешают развиваться. Они относятся к уже не подходящим вам работе и жизни. Мы покажем, как переосмыслить эти дисфункциональные убеждения и превратить их в подлежащие решению вопросы. Вам нужно научиться менять угол зрения — это важнейший подход, который поможет щелкать проблемы как орешки. Есть старое выражение: «Правильно поставленная задача — половина успеха». Так вот, переосмысление гарантирует: если вы правильно определите проблемы, над которыми стоит работать, то наилучшим способом сумеете справиться с затруднениями на работе и в жизни. Рефрейминг настолько важен, что почти всю главу 3 мы посвятили практической отработке этого приема. Переосмысление — ваша суперспособность как дизайнера.
Осознайте, что это займет какое-то время. В процессе проектирования случаются периоды, когда вы генерируете идею за идеей. Временной отрезок, когда в вашей голове появляются хорошие, плохие и безумные решения, мы называем «фаза воображения». Далее вы сосредоточиваетесь на определенной точке зрения или прототипе, который хотите опробовать, причем фокусируетесь на интересном вопросе или очень конкретной идее. Две эти составляющие дизайнерского мышления — озарение и сосредоточенность — имеют принципиальные различия, и именно поэтому хорошие проектировщики учатся осмысленно подходить к процессу. Вы должны осознавать, когда время фонтанировать идеями, а когда — фокусироваться на чем-то одном, понимать,когда стоит продолжить задавать вопросы, а когда следует обобщить полученные ответы и двинуться дальше. Это особенно важно при работе в дизайн- команде, так как, чтобы добиться прогресса, все должны действовать в унисон. Придерживаясь процедуры, вы будете уверены, что ничего не упустили, исследовали мотивацию и сгенерировали идеи, а значит, готовы принять правильное решение.
Не стесняйтесь просить о помощи. Если решили выяснить, каким образом допустимо изменить свою профессиональную деятельность, то не можете просто остаться дома и предаться размышлениям — нужно взаимодействовать с коллегами, обращаться за помощью. Этап, на котором приходит время просить о содействии, мы называем «радикальное сотрудничество». Вы уже нацелены на действие, поэтому в этот период быстро обучаетесь, открываете для себя множество возможностей для создания прототипов и приобретаете впечатления, которые изменят вашу жизнь. Поэтому сейчас крайне важно выйти в мир и пообщаться с как можно большим количеством интересных людей, занимающихся вещами, что увлекают и вас. Это ваше исследование в качестве дизайнера. Действуя в рамках радикального сотрудничества, вы также обнаружите, что не одиноки в своих исканиях и очень многие задаются теми же вопросами и испытывают те же проблемы. Так как речь идет о работе, мы настаиваем: проектирование — это совместный процесс, и многие из ваших лучших идей будут исходить от других людей. Вам нужно лишь попросить о помощи. Согласно нашему опыту, когда вы открываетесь миру, тот открывается в ответ. И это меняет все.
Расскажите свою историю. Дополнительное правило дизайнерского мышления — сторителлинг. Настроившись на рассказ своей истории, вы не упустите возможность поразмыслить над уже состоявшимися беседами и полученным опытом и станете изыскивать новые способы заинтересовать окружение. Все любят хорошие истории, а при условии, что вы проявляете любопытство, нацелены на действие и создаете множество прототипов, у вас появится уйма историй. Вы можете стать отличным рассказчиком, и, как только это случится, сторителлинг превратится в один из основных способов взаимодействия с окружающими, профессионального развития и жизненных перемен. Стоит вам начать рассказывать о себе, как произойдет удивительная вещь: мир в ответ поведает собственную историю в виде возможностей трудоустройства, новых друзей и творческих способов достижения ваших целей. Помните, как, говоря о любопытстве, мы сказали, что заинтересованный значит интересный? Это правда. Другая сторона этой идеи в том, что интересный означает интересный, и именно она лежит в основе мышления рассказчика. Объединив искреннее любопытство с мастерством рассказывать истории, вы получите в свое распоряжение мощное сочетание двух приемов. Но чтобы мир смог вам ответить, следует поведать ему собственную историю. Мы покажем, как это сделать.
Фото: «Альпина Паблишер»