Форма поиска по сайту
Все материалы

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

2023 год называют одним из самых удачных за последние пару десятков лет для кинематографа: ошеломляющий успех «Барбенгеймера», возвращение к работе нескольких классиков кино после долгих лет отсутствия (от Майкла Манна с «Феррари» до Хаяо Миядзаки с «Мальчиком и птицей») и много чего еще. Кинокритик Иван Афанасьев собрал два топ-10 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Для лаконичности они расположены в алфавитном порядке, чтобы избавиться от необходимости пытаться ранжировать их.

Зарубежные


«Анатомия падения»

Кадр из фильма/«Про:взгляд»

Главный фестивальный фильм года — триумф бельгийки Жюстин Трие («Соблазн») в Каннах с «Золотой пальмовой ветвью» и призом помельче, потенциальный «Оскар» за лучший иностранный фильм и бенефис актрисы Сандры Хюллер, которая умудрилась оказаться в нашем топе аж дважды. Она играет писательницу, которой предъявляют обвинения в убийстве мужа. Но чем дальше заходит расследование, тем отчетливее становится ясно, что тут все, как ныне принято говорить, не так однозначно. Настоящий учебник по режиссуре и драматургии.

«Барби»

Кадр из фильма

При всей своей спорности (автору этих строк, например, фильм вообще не нравится) это новое слово в мейнстриме. Авторский фильм знаковой актрисы, а теперь и режиссерки Греты Гервиг, который умудрился собрать совершенно сумасшедшую кассу и стать классикой. Хотим мы того или нет, но «Барби» будет новым референсом для продюсеров и кино в целом. Кукле с лицом Марго Робби удалось то, что не смог, например, Танос, — скинуть «Мстителей» и всех прочих супергероев с трона мастодонтов бокс-офиса.

«Бедные-несчастные»

Кадр из фильма

Новый фильм Йоргоса Лантимоса («Фаворитка»; кстати, сценарист тот же). Фантастическая трагикомедия с библейскими аллюзиями про ученого, которого близкие друзья зовут Богом (ничего такого, просто его имя начинается на God). Однажды он решает спасти умирающую беременную девушку и пересаживает ей мозг ее нерожденного ребенка. Так появляется Белла — эдакая Ева в райском саду, в которой слишком рано начинает пробуждаться жажда соблазна. Практически «Франкенштейн» пополам с киберпанком, но смешной и очень остросоциальный.

«Зона интересов»

Кадр из фильма/A24

Возвращение в строй одного из самых ярких экспериментаторов в кинематографе — предыдущий фильм Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре» вышел десять лет назад. В этот раз никакой фантастики, а лишь бытовая драма о банальности зла — о семье коменданта Освенцима, которая живет в особняке буквально за стенами концлагеря и совсем не переживает о том, что рядом ежедневно жгут тысячами людей в печах. Жену начальника играет все та же Сандра Хюллер из «Анатомии падения». Возможно, самый страшный фильм года.

«Май декабрь»

Кадр из фильма

Главный конкурент Педро Альмодовара по части знания женских характеров, Тодд Хейнс («Кэрол») снял вроде бы типичный для себя фильм. Драма об актрисе, приехавшей к немолодой женщине, некогда забеременевшей от 13-летнего школьника (и загремевшей за это в тюрьму), ныне мужа. Две женщины, из которых одна планирует изобразить другую в кино, общаются, и вот уже непонятно, кто из них на самом деле кого (или в кого) играет. Но мы точно знаем, что первую играет Натали Портман, вторую — Джулианна Мур. Вроде бы все обыденно, но оторваться совершенно невозможно.

«Мальчик и птица»

Кадр из мультфильма

Возвращение великого Хаяо Миядзаки, в отличие от близкого по возрасту Романа Полански с его «Дворцом» — триумфальное. Антивоенная притча о мальчике, который отправился в магический мир искать свою маму, погибшую во время бомбежки, доказывает, что гениальность не разменивается на годы. Для современного поколения молодежи «Мальчик и птица» могут стать тем же, чем для нас с вами некогда были «Унесенные призраками» — новой классикой, на которую все будут равняться. Ну и второй «Оскар» Миядзаки почти наверняка обеспечен — конкурентов ему в своей нише не видать.

«Оппенгеймер»

Кадр из фильма/Universal Pictures

Кристофер Нолан раз за разом привносит в кино что-то новое, и мы уже вроде бы к этому привыкли. Но кто же знал, что он сможет изменить наше представление о том, как снимать байопики — самый консервативный жанр в мире? Биографию Роберта Оппенгеймера можно было показать как угодно, но трудно представить себе, чтобы трехчасовая драма о создателе ядерной бомбы смотрелась круче, чем фантастический «Довод» того же режиссера. Если и есть фильм, способный подвинуть спилберговский «Список Шиндлера», то вот он.

«Оставленные»

Кадр из фильма

Меланхоличное драмеди Александра Пэйна, широкому зрителю больше знакомого по не очень удачному сай-фаю «Короче», а зрителю поуже — по тщательно выверенным зарисовкам о дружбе и одиночестве («Небраска»). Здесь Пэйн на своей территории: грустная комедия про трех человек (колючий старшеклассник, вреднючий преподаватель и буфетчица, только что потерявшая сына на войне во Вьетнаме), запертых в рамках школы-интерната в рождественской Америке 1970-х. Для тех, кто любит умное и аккуратное кино о человеческих отношениях.

«Прошлые жизни»

Кадр из фильма

Еще один фильм-флегматик — нежная мелодрама о распадающемся любовном треугольнике из американца-писателя, ассимилировавшейся в США сценаристки родом из Сеула и ее бывшего одноклассника, недавно переехавшего в Америку из Кореи, чтобы работать там инженером. Один из самых высоко оцененных фильмов года — текстурой напоминает азиатскую любовную меланхолию Кар-Вая, но по факту рассказывает об опыте жизни в чужой стране (порой горьком). Весьма своевременное для 2023 года кино.

«Убийцы цветочной луны»

Кадр из фильма/Apple TV

У Леонардо ДиКаприо, пожалуй, не бывает плохих проектов, но они случаются время от времени у Мартина Скорсезе. Экранизация бестселлера Дэвида Гранна об убийстве индейцев из племени осейджей в 1920-х — точно не из их числа. Вслед за «Фабельманами» Стивена Спилберга, пожалуй, лучший фильм классика, снятый им в XXI веке. Нужен талант (много таланта), чтобы сделать 3,5-часовую драму о том, как ДиКаприо корчит из себя дурачка, параллельно травя собственную жену-индианку инсулином, такой интересной. У Скорсезе получилось с блеском — ждем охапку «Оскаров» в руках.

Российские


«Бери да помни»

Кадр из фильма

Урок ненавязчивой доброты и тот самый разговор о важном, что всем нам нужен. Дебютная картина Байбулата Батуллина (автор остроумной короткометражки «Показалось») рассказывает о мальчике Ильхаме, чьи бабушка и дедушка не знают, как сказать, что его мама и папа погибли и не смогут забрать его после летних каникул из деревни. Фильм мудрый и одновременно временами почти по-детски наивный, проникнутый оптимизмом и прекрасным юмором, несмотря на мрачную тему. Вот так надо снимать кино, которое учит тому, что такое хорошо, а что такое плохо.

«Бешенство»

Кадр из фильма

Самый яркий жанровый фильм года от Дмитрия Дьяченко, перед этим прогремевшего с «Чебурашкой». Который почти сразу вернулся с хоррором про отца и сына, застрявших в алтайских горах наедине с озверевшими волками и другими животными. В условной Америке такой фильм был бы всего лишь хитом на каком-нибудь фестивале жанровых картин вроде «Сандэнса», но у нас он становится событием хотя бы потому, что это пособие о том, как нагнетать саспенс и вообще работать с хоррор-стилистикой. И повторимся, что все это — от постановщика фильма про милого ушастого монстра.

«Год рождения»

Кадр из фильма/«Вольга»

В нашем кино тоже камбэк — видный сценарист Михаил Местецкий («Легенда № 17») не снимал фильмов почти десять лет. Его комедия «Год рождения» — всего лишь второй полный метр после «Тряпичного союза», но в нем столько фантазии, что хватит на несколько. История любви мечтателя-меломана Филиппа и продавщицы Марины, закрученная вокруг панк-рок-коллектива «Яичный свет» и его солиста Сопли (Юра Борисов вполне мог бы сыграть Горшка или Егора Летова). Кино, до предела заряженное энергией, позитивом и желанием жить и творить.

«За нас с вами»

Кадр из фильма/«Вольга»

Правдорубная историческая драма прижизненного классика Андрея Смирнова («Белорусский вокзал»), разыгранная в фирменной реалистичной интонации, скрещенной со стилистикой сталинского барокко в изображении. Невероятно красивое и одновременно страшное кино о том, как в Москве 1952-го красным цветом распускаются антисемитизм, репрессии и стукачество. Мудрый, но не мудреный; вроде сразу обо всем, но чертовски конкретный и понятный в своих формулировках. Многословный, но дающий мастер-класс по режиссуре.

«Крецул»

Кадр из фильма

Что приходит на ум при слове «спортивный байопик»? «Легенда № 17» и «Движение вверх»? Так вот, дебютный фильм Александры Лихачевой ломает представления о том, как можно делать такое кино. Фильм о дзюдоисте Олеге Крецуле, которой должен был стать звездой Олимпийских игр, но ослеп — и стал звездой Паралимпийских. Играющий Крецула Никита Волков из «Трудных подростков» — кандидат на звание лучшего российского актера года. Чтобы так убедительно сыграть слепого, нужно либо реально ослепнуть, либо быть невероятно талантливым.

«Один маленький ночной секрет»

Фильм, который так и не увидел широкий зритель, но на точечные показы которого билеты расходились буквально за считаные минуты после анонса. Драма Наталии Мещаниновой («Сердце мира») — неуютный, неприятный и просто неудобный фильм про старшеклассницу, которая подвергается сексуальному насилию со стороны отчима. Антитеза новогоднему настроению (действие происходит как раз во время праздника), но важное кино на тему, которая в России почему-то — или, вернее, кем-то — считается табуированной.

«Отпуск в октябре»

Кадр из фильма

Роман Михайлов — не только самый плодовитый (пять фильмов за два года — слабо?), но и самый оригинальный режиссер в современном российском кино. В своей лучшей на данный момент картине он рассказывает дауобразную историю об актрисе, попавшей на съемки очень странного фильма, участники которого в свободное время разыгрывают сцены из никому не известных советских фильмов. Кино о том, что вообще такое кино, что такое, в частности, российское кино и зачем вообще все это нужно. С юмором и сюрреализмом. Практически «Малхолланд Драйв» по-русски.

«Праведник»

Кадр из фильма

Военная драма, которую можно смело ставить в один ряд с такими шедеврами, как «Пианист» и «Живые и мертвые» Александра Столпера. История солдата-красноармейца Николая Киселева, во времена Великой Отечественной сумевшего эвакуировать из зоны боевых действий более двух сотен евреев, брошенных всеми, едва живых от голода и ужаса. Кино про войну, каким оно должно быть — страшное и честное, без розовых очков и веселых покатушек на танках. Про людей как существ хрупких, хоть и способных на подвиг.

«Снегирь»

Кадр из фильма

В другое время фильм Бориса Хлебникова («Аритмия») мог бы попасть на крупнейшие смотры жанрового кино, а то и попробовать свои силы в международном прокате. Драма, перерастающая в фильм-катастрофу, о команде рыболовного судна, в которую затесались двое молокососов-стажеров, поставлена с невероятной фантазией и невиданным в нашем кино мастерством. И конечно, крайне несправедливо, что зрелищный, вполне жанровый фильм так скромно окупился в прокате. Пора бы государству задуматься не только о деньгах на производство кино, но и о маркетинге.

«Чувства Анны»

Кадр из фильма/Planeta Inform

Позволим себе поспорить с названием: фильм выражает не только чувства своей создательницы, Анны Меликян (на самом деле, конечно, не столько ее, сколько героини, женщины, вступившей в контакт с инопланетянами-пацифистами, — ту тоже зовут Анна). Он выражает чувства, которые охватили весь цивилизованный мир: как жить? Туда ли мы идем? Или уже катимся? Есть ли на самом деле в космосе сила, что знает, как быть, или мы все вслед за Анной сходим с ума? Ироничное, тревожное, смешное, нежное — к «Чувствам Анны» можно употребить много слов, и почти все будут верными.

Фото: «Убийцы цветочной луны»/Apple TV