Моя Москва: ментор десятого сезона «Открытых студий Винзавода» Анна Зайцева

Моя Москва: ментор десятого сезона «Открытых студий Винзавода» Анна Зайцева

В рубрике «Моя Москва» поговорили с искусствоведом, замдиректора Мультимедиа Арт Музея, Москва и ментором десятого сезона «Открытых студий Винзавода» Анной Зайцевой о том, как она ищет флер в спальных районах и где смотрит на голубое небо, пока в городе идет снег и дождь.

За что получен последний штраф?
Я никогда в жизни не получала штрафов — и тут прямо в день рождения и перед интервью у меня в электробусе не сработала оплата. Подошел контролер — гордо показываю карту. Говорит: «У меня не оплачено — вот вам штраф».

Какая ваша любимая станция московского метро?
Банальный ответ — «Маяковская». Недавно мы с приятельницей ездили на потрясающую выставку «Зверев/Михнов-Войтенко» в Музее AZ. И после нее специально пошли на «Маяковскую» посмотреть на мозаики Дейнеки. Лайфхак: «Маяковская» — единственное место в Москве, куда можно зимой, когда все серое, ходить смотреть на небо.

Лучшие танцы, спорт, спа в Москве?
Честно говоря, я не про спорт вообще. Лучшее — это то, что рядом. Одно время регулярно ходила в спорткомплекс «Зебра», потому что он находился через двор от моего дома. Я поздно заканчиваю работать, а там бассейн был открыт круглосуточно. Приходила после часа ночи одна, как королева. Часа два провести в бассейне было настоящим счастьем. А потом я переехала в другой район и у меня появилась собака, которая вытеснила плавание.

Лучший кофе в городе?
Я не привередлива. Опять же, для меня важна доступность — на рабочем столе в музее стоит кофемашина, подаренная другом-художником. На расстоянии вытянутой руки. Считаю, что там лучший кофе.

Лучшее место для завтрака, обеда или ужина?
В Artplay есть классное веганское кафе «Мох». Притом что я отчаянный мясоед, там дико вкусно. А еще оно очень здорово сделано с точки зрения архитектуры и дизайна. На Artplay легко заблудиться, и важно не пропустить лесенку, больше похожую на пожарную. Это и есть вход в «Мох». Забрался — и сидишь, как аист в гнезде.

В районе «Парка культуры» есть фуд-корт «Красная роза» — художники недавно показали это место. Там много всяких простых, но вкусных лавок: вьетнамская, китайская, японская. Брала там суп фо-бо — наливают сразу литр, съесть почти невозможно. Но в нем правильный бульон, который вообще-то варят несколько дней — я была во Вьетнаме и знаю, как его готовят. Еще иногда гоняем в «Воронеж» за бургерами. В общем, осваиваем район.

Насколько допустимо опаздывать в Москве?
В театр и на самолеты — недопустимо. Недавно я пропустила рейс, и оказалось, что так делать не стоит. А в целом понимаю, что в Москве из-за трафика всякое может случиться. Лучше не опаздывать, но и драматизировать чужие опоздания не стоит. Я сама любитель опоздать на 15 минут — прямо хлебом не корми.

Как вы коротаете время в метро?
Три основных занятия: читаю новости, слушаю музыку под настроение и учу в метро стихи. Последнее хорошо озадачивает мозг. И еще это выход за прагматику, в которой мы так или иначе варимся целый день. Как-то целый год учила в метро Мандельштама.

Самое нелюбимое место в Москве?
Ужасно не люблю стройки. Может, это связано с тем, что в моем доме хронический ремонт. Я очень чувствительна к уровню лишнего шума, а в городе зон тишины мало. Поэтому строительные работы — то, что сильно действует на нервы. Еще считаю совершенно неправильным устраивать супергромкие публичные мероприятия в парках. Это единственное место, куда можно пойти в выходной день, тихо погулять и подышать тем, что больше похоже на воздух. И когда ты нарываешься или на концерт, или на оглушительный бит пяти любителей аэробики, который накрывает половину всего парка, ничего, кроме недоумения, это не вызывает.

Московское здание, навевающее на вас тоску?
Я житель района Сокол. Рядом с тем местом, где сейчас появилась развязка между Ленинградкой и улицей Алабяна, был исторический и любимый многими трамвайный круг. Из-за строительства тоннеля его перенесли, а на этом месте возник огромный ярко-синий стеклянный шар. Кажется, это административное здание, как-то связанное с обслуживанием тоннеля. Выглядит оно дико, потому что архитектурно абсолютно не вписывается в окружение. Такое впечатление, что там рухнул инопланетянин.

Чего не хватает москвичам?
Обсуждений городских вопросов, причем обсуждений именно живых, а не в электронном виде. Однажды мы пошли смотреть на скульптуру «Глина № 5» рядом со зданием «ГЭС-2» и обнаружили там митинг, организованный, кажется, коммунистами, по поводу этой скульптуры. Уровень дискуссии был невероятный. Инициаторы собрания — люди, которые выступали против. Но это был совершенно цивилизованный разговор: не было криков «снести» и «уничтожить». Это был разговор о том, какой должна быть процедура, в результате которой тот или иной памятник появляется в городском пространстве. Подходили прохожие, им предоставляли микрофон. Звучали очень взвешенные рассуждения. Говорили люди разных позиций.

Если не Москва, то…
Стамбул. Несмотря на то что это город с совсем иной культурой, я чувствовала себя там как дома. Мне хотелось посмотреть церковь Хора, где сохранились византийские мозаики. Добираться нужно было на автобусе — дальше идти от остановки. Водитель понял, что я не местная, и, видимо, забеспокоился, что я ее не найду. На турецком языке состоялся короткий разговор с пассажирами, автобус свернул с маршрута и подвез меня прямо к дверям церкви. Какая-то спонтанная человечность, а не только регламент и расписание, очень украшает город.

Место, которое вызывает наиболее сильные детские воспоминания?
НИИ Склифосовского. Когда я была маленькой, мы с папой играли в лошадку: папа был лошадкой, я — наездником. В какой-то момент лошадка взбрыкнула, а я как раз зазевалась. В результате — трещина в ключице. И вот зимний вечер, за окном темно, в это время мне уже полагалось спать. А тут — такси, первое в моей жизни. Поездка по ночной Москве, витрины, какие-то новые улицы… Настоящее приключение. Счастье.

Три главные точки, куда вы непременно поведете туриста?
Всех, кроме питерцев, я бы повела в особняк Рябушинского — он же Музей Горького. Я очень люблю наше ар-нуво, но в Москве его довольно мало. И это то редкое место, где можно увидеть и аутентичную архитектуру, и интерьер. Ну и тот пласт истории дома, который связан с Горьким, отлично сохранен и очень интересен.

Еще я бы сводила туристов в «ГЭС-2», потому что это совершенно фантастическая постройка! Даже если вы не интересуетесь современным искусством, туда все равно стоит сходить. Не знаю другого места, где над головой ощущается такой колоссальный объем воздуха. И третье — раньше я бы сводила, прежде всего иностранцев, на ВДНХ, потому что это очень наглядное пластическое выражение определенного этапа нашей истории. Сегодня — нет, потому что хочется наконец-то думать не о прошлом, а о будущем.

Как часто хочется уехать из Москвы?
Я городской житель. Деревня — не мой вариант. Чтобы действительно отдохнуть, мне нужно уехать далеко и надолго. И там должны быть приключения. Например, отправиться в Монголию на три недели и жить в палатках. На новогодние праздники была в Териберке и смотрела китов. Нам невероятно повезло — гиды сказали, что они сами раньше там такого количества китов не видели. «Териберская ВДНХ» — фонтаны повсюду, группами. Уезжать хочется только за новыми впечатлениями, и, скорее, не музейными — я в музее работаю.

Место, где вы гарантированно встретите много знакомых?
На «Винзаводе». Помимо того, что я шеф-куратор МАММ, в прошлом году стала еще ментором десятого сезона «Открытых студий». Сейчас бываю в арт-кластере чаще, чем раньше, и получаю от этого большое удовольствие. Это концентрация нашей творческой жизни. Там всегда можно встретить художников, поговорить с коллегами, увидеть новые выставки. Место силы.

Лучшее в Москве…
Люди, с которыми я провожу время.

Худшее в Москве…
Люди, с которыми не хотелось бы проводить время.

Куда вы ни за что не пойдете в Москве?
Таких мест нет. Притом что у меня есть более-менее стабильный маршрут: дом — музей — «Винзавод» — школа Родченко, приходилось бывать в самых разных районах в диапазоне от Алтуфьева до бульвара Дмитрия Донского. Всегда поражает, что у каждого района есть свой флер. Даже у тех, которые строились в советское время, когда уже восторжествовала типовая архитектура. Все равно чувствуешь, что там особый уклад жизни. В Конькове, где я одно время снимала квартиру, очень интересные дворы. За панелькой вдруг обнаруживается пруд, и утки ведут туда утят из Битцевского парка… Такой «изюм» я находила в каждом районе, куда меня заносило.

Ваше счастливое место в Москве?
Это все-таки не место само по себе. Счастливое — это то, что связано с людьми. Очень ценю камерную районную жизнь и, как житель Сокола, стараюсь ее поддерживать. Здорово, когда ты знаком с продавцом цветочного, когда в зоомагазине знают твою собаку по имени.

Через улицу, напротив меня, живет потрясающая семья реставраторов — Вадим и Алена. Я бегаю к ним в гости с разными мелкими находками. Например, старинными детскими книжками. И это действительно счастье — сидеть, вместе разглядывать, разбирать, смотреть, как это написано, нарисовано, напечатано… Пить вино и болтать про интересное.

18+. Чрезмерное употребление алкоголя может навредить вашему здоровью.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости