Скоро мы увидим продолжение «Матрицы» — об этом сообщили в Warner Bros. Напишет и снимет его сценарист «Марсианина» и «Войны миров Z» Дрю Годдард (Лана Вачовски тоже вернется, но только в качестве продюсера) — обещают новую идею, которая расширит мир франшизы, но подробности пока не разглашаются. Ниже мы предполагаем, что из этого выйдет.
Кадр из фильма «Матрица: Возрождение»
Начнем мы с того, что реанимировать культовый сай-фай уже пытались, причем совсем недавно — в 2021-м вышла «Матрица: Возрождение», которая получила смешанные или вовсе плохие отзывы. Если коротко описать впечатление критиков, то новая часть выглядит как неубедительная попытка заработать на былом успехе. Да и вообще кажется, что мировая индустрия только и живет перезапусками — чего стоят вечно провальные обновления «Охотников за привидениями» и «Людей в черном». Но это, конечно, не совсем так. Начнем с очевидного: куда более безопасно с точки зрения маркетинга отправлять уже существующих фанатов в кино (правда, с «Матрицей: Возрождение» просчитались, и в прокате она провалилась). А теперь менее очевидное: перезапуски обычно случаются через 20 с лишним лет, и это как раз тот срок, за который какой-нибудь мальчик, прилипший к экрану с культовым кино в детстве, смог дорасти до режиссера, чтобы отдать дань уважения любимому фильму. Да и на самом деле сейчас снимается много хорошего кино, другое дело, что провалы новых частей франшиз в информационном поле — вещь куда более заметная.
Помните, как персонаж «Матрицы» по имени Сайфер размышлял о том, откуда машина знает вкус курицы? И тут есть нечто большее: возможно, и люди бы не смогли ответить на этот вопрос. Курица одинаковая для всех? Или для кого-то курица на вкус как тунец и без всякой «Матрицы»? В таких вопросах заложена основа фильма — точнее, его философия. Вот еще пример: стоит ли приходить к истине, если Матрица суть то же самое, пусть и искусственное, ведь мир 1999 года отлично скопирован? Вы и без нас знаете, что тут дела обстоят куда сложнее, чем если бы кто-то сделал вывод: существовать в Матрице по ее законам — это плохо, а выбраться из нее — хорошо.
Чтобы было удобнее размышлять дальше, давайте приведем очень короткий пересказ первой части: Нео узнает правду о симуляции, он просыпается в реальности, возвращается в Матрицу, за спиной у него вырастает черный кожаный плащ, а на переносице материализуются очки — Нео идет мочить программы. Понятно, что точка невозврата — это красная таблетка и пробуждение. Но важно закрепить то, насколько грандиозной была эта точка — мир буквально перевернулся, все оказалось не тем, чем кажется, ну и так далее. Повторить этот эффект открытия, пожалуй, невозможно — фантастический боевик 1990-х ни много ни мало осмысляет достоверность знания обо всей нашей реальности и бытии как таковом.
Кадр из фильма «Матрица»
Это мы к чему: «Матрица» задала все вопросы своему зрителю уже в первом фильме. Да, в самом-самом первом. И так и не нашла на многие из них ответы — потому что их нет. Философия еще не объяснила всей природы реальности, как бы нам того ни хотелось. Противоречивая двойственность — то, что делает первую часть неповторимой. Этот глобальный эффект открытия просто невозможно повторить — что может быть более крышесносным, чем идея того, что реальности не существует?
Для того чтобы очнуться в реальном мире, Нео просыпается, и при том несколько раз — с этого буквально начинается каждая сцена в начале фильма. Выходит что-то вроде имитации симуляции (сон) внутри другой симуляции, где мы все равно не уверены в реальности происходящего. Вот и получается, что Нео все время пытается проснуться, не может отделить реальность от сновидений либо ощущает себя всегда как во сне. Нео даже спрашивает у другого героя: «Чувствовал ли ты себя так, будто ты не уверен в том, проснулся ты или нет?» И вот наконец наш избранный выпивает красную таблетку и вылезает из «кокона» — это физический переход в новый мир, который означает второе рождение, обнуление. С этих самых пор Нео больше не мучает спутанность сознания — как не мучает она и нас. Теперь солнцезащитные очки скрывают его глаза, ведь он знает правду о Матрице. Этот напускной лоск противопоставлен серой дырявой одежде реального мира — правда, это только один из приемов, но речь сейчас не о них. А теперь смотрите: избранный Нео понимает, что все вокруг — симуляция, узнает, зачем она нужна, и даже учится менять код. И теперь нет этого волшебства двойственности: все встает на свои места. Зачем нам снова следить за супергероем Нео, который настолько преисполнился в своем сознании, что нарушает законы гравитации и теперь умеет виртуознее всех уворачиваться от пуль? Короче, Нео проснулся. И сделал он это только один раз.
В фильме часто говорится о том, что люди не готовы быть выведены из Матрицы. Это особенно иронично, учитывая то, что франшиза продолжает получать продолжения. Вернемся к фильму: как мы замечаем, даже избранному Нео долгое время не по себе из-за ужаса реальности. Потому что в Матрице мы, люди, стоим на вершине — мы потребители. Этот напускной лоск и товарный фетишизм необходимы нам. Но как только человек оказывается выведенным из Матрицы, он осознает, что потребитель становится потребляемым. Машины содержат людей, чтобы использовать их тела для получения энергии, и не более. А все наши вещи, весь наш «реальный» облик — лишь обман, чтобы никто не узнал правды. И самый интересный персонаж здесь на самом деле Сайфер — тот тип, который предал свою команду и захотел вернуться в неведение, обратно в систему. Это грандиозное с философской точки зрение предательство, эффект которого нельзя скопировать и вставить в другую часть франшизы. Каждая последующая часть спекулирует на уже существующих открытиях, предательствах и опасностях. Уже во второй части франшизы (а их на момент написания статьи всего четыре) создатели закономерно делают откат назад — Нео снова должен доказать, что он избранный. И такие откаты будут случаться снова и снова, но вы уже понимаете, что сделано это внутри одного и того же «кокона» смыслов.
Кадр из фильма «Матрица»
В общем, первая Матрица завораживает именно новой философией как в экзистенциальном, так и в визуальном ключе. В сиквелах мы все еще застряли в мире, определенном старой метафорой, которая раскрывается и показывается в новых подробностях, но теми же способами. Так продолжается физическая борьба, которая кажется бессмысленной, учитывая то, что Нео научился бороться изнутри, он больше не «всего лишь человек» — он тот, кто подтвердил свою избранность. Следующие два фильма после первого были захватывающими, но не революционными, к тому же трилогия имеет свое оформленное логическое завершение в виде битвы с финальным боссом. И, хотя у Дрю Годдарда, будущего создателя новой части, есть значительный опыт в производстве научной фантастики, идея новой «Матрицы» пока что не выглядит убедительно — только если мистер Годдард придумает свой новый мир и сможет его разрушить.
Текст: Анастасия Меньшикова
08 апреля