В марте этого года в мировой прокат вышла новая часть «Охотников за привидениями» — «Леденящий ужас». Успеха ей, впрочем, кажется ждать не стоит — сборы скромные, отзывы средние, зритель идет в кино неохотно. Хотя, казалось бы, в режиссерах — номинант на премию «Оскар», в актерском составе — проверенные звезды франшизы вроде Билла Мюррея, даже Лизун на месте. Что пошло не так? Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, почему у первого фильма во франшизе был такой успех и почему ни одному последующему не удалось его повторить.
Давайте для начала разберемся, в чем успех «Охотников за привидениями». Явно же не только в бессмертной музыкальной теме, не в Билле Мюррее (как будто не было с ним неудачных проектов), не в забавном привидении Лизуне и даже не в эктоплазме. По крайней мере не в каждом из них по отдельности. Оригинальный фильм, вышедший в 1984 году, стал огромным коммерческим хитом — при бюджете в 30 миллионов долларов он собрал в девять с лишним раз больше! Причем для своего времени проект был по-своему странным — то ли комедия, то ли хоррор об ученых, которые верят в существование паранормального и вынуждены оставить офисную рутину, чтобы втолковать зажравшимся ньюйоркцам: вы в опасности! Откровенно жутковатые моменты (те, кто смотрел фильм в раннем детстве, как я, никогда не забудут явление Гозера Разрушителя) сочетались с легким юмором, густо замешанном на абсурде. Ярчайший пример — Зефирный человек, один из самых запоминающихся монстров в кино, как минимум за счет сочетания страшного и смешного. Просто вспомните свои эмоции, когда вы увидели его в первый раз: «Вы правда предлагаете мне бояться огромной ходячей зефирки?»
Кадр из фильма «Охотники за привидениями» (1984)
Тут важно понимать, что первая часть «Охотников…» и впрямь была сатирой — или даже, вернее, пародией. Более того, забавно говорить это сейчас, когда новые фильмы франшизы создаются «по мотивам» старых, классических, но у картины 1984 года тоже есть вдохновитель. И называется он «Охотники за привидениями»! Только вышел он в 1940 году и в оригинале звался несколько иначе — The Ghost Breakers. Это ироничная комедия ужасов об изгнании вредного призрака из фамильного особняка, высмеивающая штампы хорроров, которые были одним из самых популярных жанров в Голливуде 1930-х. Это был один из фильмов, которые обожал в детстве Дэн Эйкройд, исполнитель роли Рэймонда и один из сценаристов Ghostbusters, чей отец имел целую библиотеку фильмов в жанре ужасов. И не только он — вдохновила Экройда и серия фильмов об Эбботте и Костелло, голливудском дуэте комиков, которые нещадно высмеивали популярные произведения и их персонажей (от Шерлока Холмса до доктора Джекилла с мистером Хайдом). А также Spook Busters (тоже можно перевести как «Охотники за привидениями») — еще один пародийный хоррор, в этот раз за авторством комик-труппы The Bowery Boys, в котором даже был зеленый призрак на постере!
Фильм Айвена Райтмана тоже является пародией — например, Зефирный человек был явной отсылкой к Годзилле. 1970-е и первая половина 1980-х стали вторым золотым веком голливудского кинематографа, и именно тогда, как и в 1930-е, расцвел жанр хорроров и вышли многие основополагающие картины: «Изгоняющий дьявола», «Хэллоуин», «Пятница, 13-е» и многие другие. Сам Райтман начинал с комедий, а до этого поставил комедийный ужастик «Девушки-каннибалы». Это все важно знать, чтобы понять главное: Ghostbusters был в первую очередь комедией — немного дурной, временами слегка безвкусной, часто очень наивной, но доброй и по-настоящему семейной. Взять хоть один из самых ярких образов фильма — Лизуна (притом что он был даже не второ-, а третьестепенным персонажем!). Забавное трусливое создание зеленого цвета, которое любит поесть, но при этом, черт возьми, привидение! С зубами! Из мерзкой эктоплазмы! Вот на таком сочетании жуткого и милого строилось все. Для кого-то это вообще мог быть первый фильм, который можно хотя бы с натяжкой назвать хоррором и который было так здорово смотреть всей семьей. Поэтому он так любим публикой и, по сути, остается лучшим.
В дальнейшем формулу успеха неоднократно пытались повторить, но почти всегда неудачно. Вторая часть, вышедшая спустя пять лет, не стала полным провалом, но прошла по всем фронтам хуже: рейтинги были более низкими что у критиков, что у зрителей, а сборы при возросшем бюджете — скромнее почти в два раза, хотя фильм все равно был коммерчески очень успешным. Там было за что зацепиться глазу — например, впечатляющий антагонист, барон Виго (который, кстати, очень напоминает другого классического злодея хорроров — Верзилу из «Фантазма»). Но в целом сиквел, вышедший в период бума продолжений к популярным фильмам (от «Смертельного оружия» до «Индианы Джонса»), выглядел как повторение того, за что полюбили первую часть, а значит, вторично. Не помогло даже привлечение новой в то время маркетинговой уловки — производства мерча по мотивам фильма: от одежды до одноименной видеоигры на игровой приставке NES (она же «Денди»). Бума, подобного тому, что был в момент выхода первого фильма, не случилось.
Именно вторичность — главная причина, по которой ни один из последующих фильмов не достиг даже близко такого успеха, как первая часть. Формулу, которая вышла, грубо говоря, скорее случайно, нежели намеренно, пытались искусственно воспроизвести раз за разом. Единственной действительно удачной попыткой можно считать мультсериал «Настоящие охотники за привидениями» — он вышел спустя два года после первой части и насчитывает аж семь сезонов (кстати, именно в нем Лизун стал членом команды охотников). Переиначенная поговорка «в одну эктоплазму нельзя войти дважды» справедлива и для продолжения мультсериала: вышедшие в 1997 году «Экстремальные охотники за привидениями» продержались всего один сезон и были закрыты из-за низких рейтингов и общей вторичности (опять это слово).
Кадр из сериала «Экстремальные охотники за привидениями» (1997)
После этого к уже успевшей слегка позабыться серии не возвращались до момента, когда Голливуд захлестнула волна высокобюджетных блокбастеров — тогда продюсерам на фоне успеха «Мстителей» как будто казалось, что достаточно просто взять любую идею, залить ее спецэффектами и она выстрелит. Не выстрелило — вышедший в 2016 году фемремейк «Охотников за привидениями» за авторством комедиографа Пола Фига («Девичник в Вегасе») был воспринят в штыки почти всеми. Критики фильм если и хвалили, то за смелую попытку встроиться в наметившийся уже тогда курс на инклюзивность, хотя и отмечали, что команда женщин-охотниц далеко не так харизматична, а само действо выглядит… вторично (да, снова оно!). А уж зрители фильм и вовсе разнесли на части — выглядел он как попытка примазаться к успеху классической картины. Кстати, можно смело сказать, что это был один из фильмов, наложивших негативный отпечаток на сам тренд «ремейкоизации», хотя на самом деле в этом нет ничего плохого — как уже говорилось, сам фильм Райтмана вырос не из оригинальной идеи, а был вдохновлен многими другими.
Обжегшись на смелом, но слишком наглом эксперименте, Columbia Pictures, Sony и Ghost Corps (да, есть целая студия, которая занимается исключительно этой франшизой) свернули планы выстроить эдакую Ghostbustersverse, конкурента Marvel и Walt Disney Pictures. А между тем идей было громадье — параллельно с фильмом Пола Фига разрабатывались анимационная картина и спин-офф-приквел про школу, где учатся будущие «гоустбастеры», а также новый мультсериал. Но в итоге грандиозные намерения скукожились до одного-единственного фильма — «Охотники за привидениями: Наследники», прямого продолжения, вышедшего, как и второй фильм, спустя пять лет после предыдущего.
Вокруг картины Джейсона Райтмана, сына режиссера оригинального фильма, изначально витал флер эдакого «проклятого фильма», вплоть до ряда забавных (а иногда грустных) совпадений. Сценарий к третьей части Дэн Эйкройд написал еще в 1990-х — действие должно было разворачиваться в параллельной версии Манхэттена под названием Манхеллтен (от английского hell — «ад», у нас, наверное, перевели бы как Адхэттен), а противостоять охотники должны были самому дьяволу (дьявольский фильм!). К амбициозной задумке вернулись в 2004 году, но энтузиазма Эйкройда не разделил Билл Мюррей, который не любил сниматься в сиквелах. Пока ему пытались найти замену, разработка фильма затянулась — сценарий несколько раз переписывался, но это все было не то. Эйкройд честно признавался, что после зрительского провала второй части он не мог выпустить фильм, который не был бы идеальным, по его мнению. В итоге идею окончательно похоронили в 2015 году — в 2014 умер Харольд Рэмис, исполнитель роли Игона Спенглера, а провал перезапуска 2016 года подтвердил, что это было верным решением. Кстати, концепция Манхеллтена в итоге была отчасти воплощена в вышедшей в 2009 году видеоигре Ghostbusters: The Video Game, в разработке которой принимал участие Эйкройд.
«Охотники за привидениями: Наследники» (2012)/Sonypictures.com
Поэтому, когда в 2019-м вдруг выяснилось, что новый фильм франшизы, да еще и прямое продолжение, находится в разработке, все, скажем так, немножечко удивились — зачем, если даже Билл Мюррей открещивается от этой идеи? И тем не менее, когда «Наследники» вышли, оказалось, что в этот раз создатели действительно постарались, чтобы фильм был как минимум не таким позорным, как рекап Пола Фига (события которого он полностью игнорировал). Разумеется, было немало разговоров о том, что, мол, охотники за привидениями занимаются очень странными делами, вплоть до участия звезды Stranger Things Финна Вулфхарда. Однако можно смело сказать, что «Наследники», скорее, получились. И зрители, и критики благосклонно отнеслись к попытке Райтмана-младшего при содействии отца воссоздать обаяние оригинального фильма при помощи смешения придурковатой комедии с легким хоррором (в этот раз с отчетливым привкусом литературы young adult).
«Охотники за привидениями: Леденящий ужас» (2024)/Sonypictures.co.uk
Фильм даже окупился и принес неплохую прибыль (205 миллионов долларов при бюджете в 75 миллионов) — правда, конечно, ему было по-прежнему далеко от того, чтобы стать хитом. Посвящение Гарольду Рэмису, кстати, добавило в дальнейшем еще один жутковатый нюанс, чтобы фильм прослыл проклятым: сыгравший персонажа Рэмиса с применением компьютерной графики Айвен Райтман умер через четыре месяца после мировой премьеры. Теплый, но очень умеренный успех фильма должен был бы подтолкнуть создателей к мысли оставить в покое франшизу, которая, очевидно, устала от самой себя и хочет на покой. Но в марте 2024 года в мировой прокат вышел «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» — последний фильм серии, в котором в продюсерах числится (по-видимому, скорее номинально, чем фактически) Айвен Райтман, памяти которого он и посвящен, а заодно приурочен к 40-летию франшизы. Прямой сиквел «Наследников» вернул новый, омоложенный состав охотников из американской глубинки в Нью-Йорк, а также полноценно ввел в строй ветеранов франшизы — от Билла Мюррея до Энни Поттс. Короче говоря, планы у студии были, вероятно, ни много ни мало воссоздать «тех самых» Ghostbusters. И… кажется, затея провалилась.
На момент написания текста фильм Гила Кинана, сценариста предыдущего фильма, сменившего в режиссерском кресле Джейсона Райтмана, собрал за первую неделю 68 миллионов долларов — это результат, сравнимый со сборами ребута 2016 года и «Наследников». Правда, стоимость «Леденящего ужаса» больше (100 миллионов долларов), и, скорее всего, заветные два бюджета, необходимые для окупаемости, фильм не соберет. Причин тому много, но главная (вернемся к одной из ключевых мыслей текста) — это не комедия. Это насупленный, серьезный не то хоррор, не то драма с кучей недокрученных сюжетных линий и навязчивого фансервиса, несколькими не слишком удачными гэгами, похожая на затянутый фрагмент из мультсериала по «Охотникам за привидениями». Тем более иронично, что актер Кумэйл Нанджиани, снявшийся в фильме, так и сказал, что создатели хотели сделать «фильм, похожий на большой эпизод мультсериала». Так он в итоге и ощущается — как ненужная и попросту скучная серия-филлер, то есть необходимая, чтобы растянуть общий хронометраж до нужного объема.
Возможно, в этом причина, по сути, провалов (если не буквальных, то идейных) всех картин по «Охотникам за привидениями», которые выходили после 1984 года. Первый фильм был неожиданным и удачным попаданием в аудиторию — в нем идеальный баланс смешного и страшного, глупого и серьезного. В попытках повторить его успех режиссеры и продюсеры метались от концепции к концепции: то буквальное повторение структуры (вторая часть), то переделка первого фильма на новый лад (ремейк), то попытка продолжить оригинальную историю в несколько ином направлении («Наследники»), и как итог — намерение успеть все, везде и сразу в «Леденящем ужасе». Ожидаемо неудачная — тем интереснее выглядят планы Netflix на разработку нового анимационного сериала по вселенной «Охотников за привидениями». Посмотрим, что из этого выйдет — в формате мультфильма франшиза как будто может чувствовать себя лучше. Хотя на подозрения наводит то, что занимаются им создатели последней части — хочется верить, что в этот раз ужас будет не вполне буквальный.
Читайте также
28 марта