Продолжаем рассматривать фасады московских зданий и находить на них необычные барельефы. О львах рассказывали тут, а об атлантах — здесь. Ниже делимся женскими образами в архитектуре усадеб, доходных домов и особняков города.
ул. Александра Лукьянова, 7
Две одинокие музы этого особняка в Басманном районе — продолжение колонн, которые держат балкон. Причем барельеф над их головами выглядит как стопка книг, с которыми благородные девицы учились держать осанку. Такой декор по заказу немецкого купца Прове выполнил архитектор Адольф Эрихсон, известный по работе над типографией Сытина.
ул. Неглинная, 14, стр. 1а
На фасаде дома на Неглинной улице — женщина, сидящая на коне и одновременно играющая на арфе. До революции часть особняка принадлежала комплексу Сандуновских бань, поэтому лошадь изображена выпрыгивающей из морской пены.
ул. Воронцово Поле, 6–8, стр. 1
Этот особняк богато украшен барельефами, лепниной и узорами с растительными элементами. Но на фоне такого разнообразного декора женские лица совсем не теряются — найдете их прямо над высокими окнами дома. Однако известен особняк совсем не ими — его называют «домом беснующихся змей» из-за светильников с декором пресмыкающихся.
Леонтьевский пер., 20
Дом построили для доктора и коллежского советника Федора фон Зандена. После его смерти в особняке жило еще несколько поколений врачей, поэтому в народе его называют «домом трех врачей». Маскарон спрятался прямо под крышей — сразу заметить его трудно. На барельефе изображена женщина с украшениями и прической в греческом стиле. А с двух сторон от лица можно разглядеть фактурные серьги в виде крупных бутонов.
Малый Николопесковский пер., 5
Еще одно женское лицо найдете на здании с ярко-голубым фасадом. Здесь главную героиню со всех сторон окружают барельефы из полевых цветов. А крылья, расположенные снизу маскарона, дополняют декор и напоминают сказочную птицу-сирин. Декор разработал популярный в то время архитектор Заруцкий — он же работал над экстерьером особняка Волконских на Воздвиженке и типографии Рябушинского.
ул. Маросейка, 17
Здесь увидите не совсем маскароны, а целые скульптуры женщин в струящихся тканях и с разными предметами в руках — они олицетворяют земледелие, скотоводство и свободные художества. Они появились на фасаде не сразу, а через 100 лет после постройки самого здания — в 1880-х. Тогда там поселился купец Митрофан Грачев, который и решил «персонализировать» дом.
ул. Арбат, 24
На одном из зданий Арбата тоже есть маскарон — выпуклый лепной элемент в виде человеческого лица. Женщина на барельефе выглядит немного испуганной или даже расстроенной — возможно, слишком изменчивой погодой.
ул. Остоженка, 24
Женское лицо двухэтажного особняка на Остоженке расположилось на мезонине. Так, муза с кудрявыми волосами возвышается над всеми этажами здания и смотрит вниз — на фигуры львов, которые украшают окна второго этажа. Этого декора могло не быть, если бы в 1900-х в доме напротив не поселился архитектор Лев Кекушев. Тогда он был одним из самых ярких представителей модерна, и Владимир Лыжин заказал ему проект перестройки своего особняка.
Барыковский пер., 7
На нарядном углу этого здания увидите загадочное женское лицо с локонами и диадемой. Оно находится на большой высоте, поэтому глаза девушки устремлены вниз — целыми днями она наблюдает за прохожими.
Фото: Михаил Голденков
11 мая