На «Винзаводе» открылось направление «Гравитация» — новая программа по объединению искусства. Его первая выставка — о страхах современных художников. Она занимает два пространства — Цех Красного и Цех Белого. В первом собрали проекты художников, которые визуализируют свои страхи, но не пытаются их преодолеть. Во втором — картины, в которых есть попытка побороть страх. Рассказываем, на что обратить внимание в каждом разделе.
Проект художницы Катики создан в ее фирменном стиле — это связанный крючком портрет семьи, в центре которого находится «инопланетный родственник». Он — символ страха перед ИИ и границы между искусством, ремеслом и технологиями. Для большего эффекта эскиз сделали с помощью нейросети.
В этой скульптуре Саян Байгалиев воплотил вопрос, который беспокоит его больше всего: что будет с семьей, если его не станет? Поэтому для объекта он выбрал традиционный похоронный образ — в Казахстане умерших хоронят в ковре. В скульптуре он укрывает пустой силуэт, который имитирует хаотичные движения.
Дарья Неретина рассматривает боязнь неудачи — в психологии это называется страхом потери контроля. В инсталляции зритель одновременно видит полотно ткани с вышитыми приставками «не» или глаголы действия без отрицания. Так негативная мысль про неудачу разрушается.
Если вы в детстве боялись оставаться наедине с собой дома и вам казалось, что в комнате кто-то есть, вы не одни такие. Миша Рубанков создал шесть работ на эту тему — планы неизвестных ему помещений. Многие из них странны сами по себе: море изолированных комнат и анфилады без входа и выхода.
В центре работы художницы Farangiz Ra — множество одинаковых картофельных клубней. Так она хотела показать людей, которые боятся оказаться обычными и невыделяющимися.
Лидия Жудро использует латексные воздушные шары и полиэтилен, чтобы создать абстрактный образ. Арт-объект посвящен чувству пустоты после тревожного опыта или травмы, которое люди обычно стремятся заполнить неважными деталями.
Инсталляция Дианы Капизовой состоит из куба, бассейна с водой и телевизора, где показывают документацию перформанса. Художница исследует страх неловкости и неуместности и пытается его преодолеть, напевая в караоке песни. Бассейн — символ ванны, где петь получается лучше всего. А борьба со страхом происходит в кубе, где художница становится уязвимой, ведь зритель может подглядывать за ней.
Анастасия Литвинова обращается к страху открытых высказываний. Одним из доступных мест, где можно поделиться мыслями и не бояться осуждения, остаются городские стены. Художница переносит такую поверхность внутрь выставочного пространства. На стене можно нарисовать что-нибудь фонариком — любое послание со временем исчезнет.
ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8
До 4 августа
21 мая