В 1963-м году французский писатель Пьер Буль опубликовал научно-фантастический роман «Планета обезьян», чем запустил и по сей день весьма успешную медиафраншизу. Как и любая долгоиграющая серия, у «Планеты обезьян» были свои взлеты и падения, она расширялась сериалами, комиксами и видеоиграми. Но мы остановимся на самом главном — на экранизациях романа, превративших франшизу в мировой феномен.
Франклин Дж. Шаффнер
Кадр из фильма
В 3978-м году трое землян терпят крушение на неизведанной планете. Блуждая по безжизненным ландшафтам, они внезапно обнаруживают местное население: разумных обезьян, которые живут в общине и подчиняются внутренней иерархии. Героев тут же берут в плен, посчитав за примитивные формы жизни, до которых деградировал человек на этой планете. Так начинается одна из самых знаковых научно-фантастических лент прошлого столетия. По всем меркам фильм вышел уже давно, но до сих пор не растерял актуальности. Это все такой же увлекательный сюжет с нестареющим посылом о бережном отношении к животным и остроумным комментарием о человечестве в целом.
Внешний облик обезьян — это мастер-класс работы гримеров. Актеры в общей сложности проводили в гриме 12 часов в день, вставая в 5 утра для полного перевоплощения. Процедура была затратная по времени и материалам, зато результатом стала номинация на «Оскар».
Тед Пост
Кадр из фильма
Сиквел уже не блещет оригинальностью и начинается ровно так же, как и первая часть. Второй космический корабль с землянами падает на ту же планету, но теперь главный герой по имени Брент (Джеймс Франсискус) пытается отыскать героя прошлого фильма Тайлера (Чарлтон Хестон). Он так же обнаруживает город разумных обезьян, но сбегает от них и в итоге находит подземный бункер, где живут люди-мутанты. Продолжение сильно растеряло очаровательный шарм ретро-сай-фая, какой был у оригинала, вдобавок, пропал юмор и, несмотря на отличные сборы предшественника, бюджет «Под планетой обезьян» сократили вдвое. Из-за этого пострадал и внешний вид обезьян: тем актерам, которым предстояли крупные планы, делали полноценный грим, а массовке надевали дешевые резиновые маски.
Дон Тейлор
Кадр из фильма
После провала прошлой части авторы франшизы решили сделать финт ушами и продолжить историю необычным образом (особенно с учетом, что «Под планетой обезьян» закончилась жирной точкой). Триквел стартует с кадров приземления космического корабля на Земле 1973-го года, вот только в скафандрах оказываются не люди, а три разумные обезьяны, каким-то чудом улетевшие с планеты до ультимативного финала прошлого фильма. Путешествие во времени помогло раскрыть причины резкой эволюции обезьян (всему виной так называемый «обезьяний грипп», который по сюжету смертельно заразил людей, но усовершенствовал приматов). «Бегство» по всем параметрам оказалось интереснее предшественника: обновленный сеттинг Америки 1970-х позволил ярче очертить метафору расовых конфликтов, да и гримеры за три фильма так наловчились, что актерам уже не пришлось страдать от жары и длительных подготовок, как раньше.
Дж. Ли Томпсон
Кадр из фильма
Переносимся еще на 20 лет вперед. От «обезьяньего гриппа» вымерли кошки и собаки, а практически все приматы заметно поумнели. Но человек это просто так не оставил и быстро превратил обезьян в обслугу, уборщиков, помощников по дому и, в конце концов, в самых настоящих рабов. Первым приматом, который решил дать отпор людскому гнету, становится шимпанзе по имени Цезарь, сын тех самых обезьян из предыдущего фильма, которые прилетели из будущего. Сценарист «Завоевания» попытался показать движение в защиту гражданских прав в США конца 1960-х – начала 1970-х с точки зрения обезьян, приравнивая их к чернокожему населению страны. Ход довольно спорный и не совсем удачный, кроме того, сам фильм вышел излишне жестоким и малобюджетным, что особо бросается в глаза.
Дж. Ли Томпсон
Кадр из фильма
«Битва за планету обезьян» стала последним гвоздем в гроб оригинальной серии фильмов: бюджет опять сократили, а идеи кончились еще на середине прошлой части. Цезарь пытается создать новое общество и надеется найти общий язык с людьми. Однако горилла по имени Альдо против любых контактов с прямоходящими и вообще считает, что человеку не место на этой планете. В сюжет вернулись мутанты, но ушел какой-либо смысл. С точки зрения постановки и грима финальная глава тоже оставляла желать лучшего: в резиновых масках ходил уже каждый второй актер.
Тим Бертон
Кадр из фильма
Ремейк оригинального фильма 1968-го года более 10 лет провел в производственном аду, прежде чем им занялся Тим Бертон (до этого над картиной безуспешно работали Оливер Стоун и Крис Коламбус). Бертон, в свою очередь, тоже пришел на проект слишком поздно, чтобы вносить в него какие-то корректировки в соответствии со своим видением и вынужден был трудиться по указке продюсеров. Результат был очевиден с самого начала: ремейк с треском провалился и был разгромлен критиками.
Сюжетом фильм особо не отличается от оригинала: в нем только другой финал, который ближе к книге, и многочисленные, очень странные намеки на любовную линию между главным героем пилотом Лео (Марк Уолберг) и шимпанзе Ари (Хелена Бонем Картер). Благодаря обильному пластическому гриму Ари выглядит женоподобной обезьяной с прямыми шелковистыми волосами и выразительными глазами, что, безусловно, впечатляет, но не сказать, что в положительном ключе. Несмотря на приличные по меркам 2001 года спецэффекты, куцые диалоги и каменная игра Уолберга окончательно похоронили фильм и все надежды продюсеров на запуск новой серии.
Руперт Уайатт
Кадр из фильма
Десять лет продюсеры думали, как бы снова подступиться к потенциально кассовой франшизе, и в конце концов придумали. А что, если обойтись без перемещений во времени и показать хронику эволюции обезьян последовательно? «Восстание планеты обезьян» начинается в наши дни, когда ученые под руководством героя Джеймса Франко, пытаясь вывести лекарство от Альцгеймера, испытывают образцы на обезьянах. Один экземпляр оказывается действенным, но с побочным эффектом для самих подопытных: приматы резко умнеют. Чуть позже на свет появляется шимпанзе Цезарь, которого воспитывают люди до тех пор, пока он не вырастает в большую разумную обезьяну.
К 2011-му году развитие спецэффектов в кино позволило создателям «Восстания планеты обезьян» совершить маленькую техническую революцию. Актерам теперь не нужно часами сидеть в гримерке, а затем изнывать от перегрева во время съемочного процесса. Достаточно надеть специальный костюм, прикрепить на лицо датчики для захвата эмоций и дальше — играть свою роль, доверив остальное компьютеру. По такой технологии Энди Серкис стал Цезарем, что во многом и сделало его настолько живым и запоминающимся персонажем фильма.
Мэтт Ривз
Кадр из фильма
Свежий подход к истории и самые передовые достижения голливудских технологий помогли франшизе обрести новое дыхание. «Восстание планеты обезьян» получилось эффектным блокбастером, но все же лишь прелюдией к дальнейшим, куда более эпичным событиям. В «Революции» генетически модифицированных обезьян стало больше, а вот люди за прошедшее десятилетие практически вымерли от нового вируса. Горстка выживших сколотила небольшой город-форт и пытается поддержать хрупкий мир с обезьянами под руководством Цезаря. Вторая часть трилогии — уже эталонный сай-фай с плавным ритмом, ярко выраженными конфликтами и завораживающим экшеном.
Мэтт Ривз
Кадр из фильма
Третья часть с отсылками на «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Цельнометаллическую оболочку» Кубрика мощно вышла на территорию зрелого антивоенного кино с эпическим размахом. В фильме показана решающая битва за Землю между обезьянами и людьми, которыми командует полковник в исполнении Вуди Харрельсона. Визуально обезьяны стали еще реалистичнее, а Энди Серкис в роли Цезаря чуть было не получил номинацию на «Оскар»!
Уэс Болл
Кадр из фильма/20thcenturystudios.com
Как можно продолжить идеальную и завершенную трилогию? Правильно, никак, но можно попытаться перенести события фильма на три десятилетия вперед и построить его сюжет вокруг наследия Цезаря. Именно так и поступили в случае с «Новым царством»: человеческая цивилизация лежит в руинах, обезьяны правят миром. Героем фильма становится молодой примат Ной, который должен отправиться в опасное путешествие, чтобы спасти близких от злой обезьяны, исковеркавшей истинные слова Цезаря в угоду своей варварской цели. Технически за семь лет с момента релиза «Войны» картина Уэса Болла заметно прибавила: дизайн постапокалиптического мира, прорисовка персонажей, постановка экшен-сцен на высшем уровне.
Но главное, что художественный и кассовый успех «Нового царства» недвусмысленно намекает, что в данный отрезок времени у «Планеты обезьян» дела идут отлично. В перспективе нас ждет еще два-три продолжения, и если при этом высокая планка мировой научной фантастики, заданная перезапуском серии, не пошатнется, мы, как зрители, от этого только выиграем.
Текст: Вадим Богданов
24 мая