В Еврейском музее и центре толерантности открылась семейная выставка по автобиографической книге Марка Шагала «Моя жизнь». Здесь показывают, что происходило с художником от рождения в местечке под Витебском до переезда в Париж в 36 лет. Мы прогулялись по семи залам, которые названы цитатами из Шагала — рассказываем, что там интересного.
Начало выставки посвящено самым ранним воспоминаниям из детства Шагала. Тут увидите фрагмент анимации режиссера Елизаветы Скворцовой, автора серии «Колыбели мира». На ней — качающаяся из стороны в сторону люлька с ребенком, мимо которой то и дело проплывает косяк рыб. Они окружали маленького Шагала все детство — его отец работал грузчиком в рыбной лавке. Не забудьте поднять голову и посмотреть на потолок — на нем увидите образы жителей «местечка», где вырос автор.
Следующий зал — о семье художника. Здесь увидите небольшие бочки с игрушечными селедками (ими можно кидаться) и рыбу на стене, с которой можно поздороваться за руку и порисовать на ее чешуе. А еще огромный косяк рыб, летающий прямо под потолком. На стене — отрывок из книги Шагала о матери — она хорошо владела словом, и художник был уверен, что унаследовал талант именно от нее.
Большую часть юности Шагал провел в Витебске — городу как раз посвящен третий зал. Именно его образ часто появляется на картинах художника, даже когда он пишет Париж. Стены и домики зала расписали художники Алла Николаева и Юрий Меликсетян — на них множество отсылок к творчеству автора. А еще тут можно ходить по мостику, трогать крыши и искать на фасадах персонажей. На стене также увидите графический рисунок кладбища Витебска авторства художника Ингера — Шагал тепло вспоминает даже это лето, потому что в волшебном городе нет ничего темного.
Этот зал напрямую не связан с автобиографией Шагала, но птицы и животные занимают особое место в его живописи. Здесь находится стол с фигурками зверей, которые можно выкладывать в узоры — получившееся появляется на стене. А еще тут есть театр теней: посетителям предлагают создать героев с помощью рук или специальных фигурок, которые нужно подставить против света.
Дальше вы попадаете в мастерскую художника в Париже — тут находится мольберт и портрет жены Беллы, ставшей для Шагала музой. Ее смерть в 1944 году потрясла художника: он год не занимался живописью, а картины повернул к стене. Еще в комнате стоит платяной шкаф — если открыть дверь, можно пройти через него в другую часть. Там находится столик и большая настенная иллюстрация, отсылающий к типичным местам притяжения художников в Париже — мастерским и кафе.
Важная для Шагала тема — цирк. Там происходит то, что невозможно в обычной жизни, — полеты, нарушение законов гравитации и волшебство. Зал интерактивный: около зеркала находится много реквизита от костюмов до жонглерных мечей, которые можно взять. Напротив этой зоны находится большая раскраска по мотивам живописи Шагала.
Финал выставки — подвешенный перевернутый город. Его можно детально увидеть, если взять зеркала и поднести параллельно потолку. Это отсылка ко всем произведениям Шагала — ведь художник считал, с пространством можно делать что угодно.
«Еврейский музей и центр толерантности», ул. Образцова, 11, стр. 1А
Выставка идет до 6 сентября
29 мая