Серов без очереди: топ-5 полотен художника в Москве

Серов без очереди: топ-5 полотен художника в Москве

Чтобы посмотреть главные работы Валентина Серова, не нужно весь день ходить по разным музеям Москвы. Арт-обозреватель Елена Шарова составила экспресс-гид по творчеству художника и выбрала топ-5 его полотен, которые можно найти в 41–42-м залах Третьяковской галереи в Лаврушинском. «Девочка с персиками» там тоже, конечно, есть!

«Девушка, освещенная солнцем»

Серов без очереди: топ-5 полотен художника в Москве

На полотне — нежные солнечные блики, скользящие по лицу модели, и этот утренний, умытый росой воздух, окружающий ее. Он буквально звенит чистотой и предвкушением грядущего дня. Известно, что писал картину Валентин Серов, как и было положено в то время прогрессивным художникам, на пленэре, то есть на улице в имении Домотканово, принадлежавшем его близкому другу — Владимиру Дервизу. Сеансы проходили утром и днем целых четыре месяца каждый день, пока модель, по ее собственным воспоминаниям, не сбежала от художника в Петербург. Позировала кузина Серова — Мария Симонович, родная сестра которой была замужем за его близким другом, владельцем имения. Там целый сериал можно снять про перипетии взаимоотношений в семье Симонович. Крупные меценаты и благотворители, они взяли в дом дальнюю родственницу, осиротевшую Ольгу Трубникову. Она подружилась с дочерями своих благодетелей — Машей и Надей. В дом часто приходили трое друзей — студентов Академии художеств — Валентин Серов, Владимир Дервиз и Михаил Врубель. Ухаживали за девушками. Юный Серов даже ревновал скромную Лелю, как в семье называли Ольгу Трубникову, к Врубелю.


«У окна»

Серов без очереди: топ-5 полотен художника в Москве

Свою возлюбленную Серов запечатлел в нескольких картинах, в том числе в работе «У окна». Самое поразительное мнение о ней я слышала на экскурсии от школьницы. Она сказала, что ей очень понравилась эта картина, потому что художник написал свою невесту у окна, через которое в комнату проникает солнечный свет, так же его любовь к ней освещает его жизнь. Ну, замечательная версия, правда? На самом деле на момент создания портрета у юной пары (Серову был всего 21 год) были сложные отношения — их чувства проходили проверку расстоянием: она работала гувернанткой в обеспеченной семье в Одессе, он строил карьеру в Петербурге. В письмах — упреки, ревность и нежные признания. Словом, история старая как мир. Но на этот раз все закончилось хеппи-эндом, то есть счастливым венчанием. Леля взяла на себя заботы о художнике и их большой семье.


Портрет Константина Коровина

Серов без очереди: топ-5 полотен художника в Москве

Часто друг Валентина Серова, импрессионист Константин Коровин упрекал товарища в том, что тот недостаточно романтичен и не дарит украшения жене. Приходилось восполнять этот дефицит и дарить жене друга броши по своим эскизам, раз — цитата — Серов «такой утюг». Друзья часто шутили друг над другом и никогда не обижались. Они делили мастерскую, где Серов и написал этот знаменитый портрет Коровина, так замечательно отражающий его характер. Посмотрите, как он расслаблен и при этом щегольски одет: накрахмаленная сорочка, изумительный жилет. И главное — на лице блуждает улыбка.


Портрет Мики Морозова

Серов без очереди: топ-5 полотен художника в Москве

Валентин Серов умел передавать характер, как никто другой. На портрете Мике Морозову всего четыре года. Летящие кудри, нежный румянец на пухленьких щечках, но вы посмотрите, какой взгляд. В блестящих темных и не по-детски серьезных глазах столько интереса и жажды жизни. Мика с двух лет изучал английский и смешил Серова во время сеансов своими сказками про «маму-леопарда и папу-леопарда». А вырос очаровательный мальчик в крупного филолога, специалиста по английской литературе. Он консультировал Пастернака и Маршака. И всю эту насыщенную судьбу Серов предвидит, показывает мальчика, готового сорваться в свое светлое будущее.


«Девочка с персиками»

Серов без очереди: топ-5 полотен художника в Москве

И невозможно в зале Серова обойти «Девочку с персиками». Если честно, ни одна репродукция не передает того впечатления, что производит оригинал. В этой работе вся жизнь, вся нежность и хрупкость мира. В этих рефлексах, тончайшем колорите и свежести мгновения, выхваченного из жизни и навсегда заключенного в раму. Вы все хорошо знаете, как долго и кропотливо мастер писал работу, как страдала Верочка Мамонтова, его модель, которой приходилось часами неподвижно сидеть. Но все это остается по другую сторону холста. Мы, зрители, видим только легкость. Полотно полностью соответствует желанию Валентина Серова, его девиза в искусстве, который он сформулировал так: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Фото: My.tretyakov.ru

Елена Шарова

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости