Почему вам стоит сходить в Музей Востока в Москве? Топ-3 художников, чьи работы там надо увидеть

Почему вам стоит сходить в Музей Востока в Москве? Топ-3 художников, чьи работы там надо увидеть

В Музее Востока в Москве можно найти не только собрание уникальных предметов декоративно-прикладного искусства, но и коллекцию живописи. В ней хранятся работы Нико Пиросмани, Мартироса Сарьяна и Роберта Фалька, которые стоит увидеть. Арт-обозреватель Елена Шарова рассказала о художниках и их картинах.

Нико Пиросмани

Почему вам стоит сходить в Музей Востока в Москве? Топ-3 художников, чьи работы там надо увидеть

«Кутёж», Н. Пиросмани, 1905–1907, Музей Востока

В экспозиции музея всего одна его работа — «Кутеж». Картина написана маслом на клеенке — это любимые материалы художника, а связано это с тем, что жил и работал он в бедных кварталах и заказчиками его были лавочники. Пиросмани писал для похорон и свадеб, оформлял вывески. В 1910-х весь Тифлис уже знал о художнике, появились даже первые коллекционеры его работ. Но популярность не повлияла на гонорары мастера: приходилось часто писать не за деньги, а за еду.

В работе «Кутеж» художник изобразил аскетичное застолье: лица участников вытянуты, как лики со средневековых фресок в храмах Грузии, на столе скромные закуски. Композиция напоминает «Тайную вечерю». Пиросмани умел передать в простой форме глубокое содержание. И то, что такие художники, как Матисс, Гончарова, Пикассо, постоянно искали, у Пиросмани уже было.


Мартирос Сарьян

Почему вам стоит сходить в Музей Востока в Москве? Топ-3 художников, чьи работы там надо увидеть

«Улица. Проходящие», М. С. Сарьян, 1929, Музей Востока

Есть легенда, что путь художника начался в 15 лет, когда, начитавшись газет и иллюстрированных журналов, он сделал первую зарисовку — портрет старого соседа. После этого мужчина заболел и умер. Все перепугались и из-за суеверия сожгли работу Сарьяна. И только его старший брат не поддался панике, а отправил его учиться в Москву.

Художник учился у Валентина Серова и Константина Коровина, поэтому хорошо знал все тенденции современного искусства. Сарьян заимствовал у знаменитых живописцев лучшее и интерпретировал по-своему: вслед за Ренуаром улавливал красоту мгновения и, как Матисс, обращался к теме Востока. После окончания училища он впервые поехал в Армению и вернулся оттуда с новой палитрой — наполненной знойными ослепительными оттенками.

В экспозиции музея — три работы мастера: портрет, натюрморт, а также городская жанровая сцена «Улица. Проходящие», в которой как раз эти яркие цвета можно найти: солнце в зените окрасило привычные вещи в невероятные цвета, и теперь картина напоминает восточную сказку с желтой козой и синей собакой. Ото всех работ будто пахнет сладким восточным базаром, они звучат как ржание лошадей, крики всадника, шепот девушек, шуршание пыли под носками их изогнутых туфель. Сарьян отправляет зрителя в кругосветку, даже если пишет всего лишь натюрморт.


Роберт Фальк

Почему вам стоит сходить в Музей Востока в Москве? Топ-3 художников, чьи работы там надо увидеть

«У водоёма», Р. Фальк, 1943, Музей Востока

Еще один ученик Серова и Коровина. Знаменитый авангардист, как и многие другие художники, во время Второй мировой оказался в эвакуации в Самарканде. Роберт Фальк голодал и даже едва не умер от инфекции. При этом, несмотря на обстоятельства, создал там множество работ с восточным колоритом. Некоторые из них оказались в собрании «Лувра в пустыне» — Музея Савицкого в Нукусе, а некоторые — в Москве, как и пейзаж «У водоема» из коллекции музея, который написан маслом на холсте. На нем изображен солнечный летний полдень.

Фото: «Улица. Проходящие», М. С. Сарьян, 1929, Музей Востока

Елена Шарова

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться