Узнаваемые картины Винсента Ван Гога можно увидеть в Москве, и всего за один день — все они находятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Арт-обозреватель Елена Шарова рассказала про пять работ художника.
Купцы наперегонки собирали современное искусство, но первым Ван Гога в Москву все-таки привез Михаил Морозов. Представитель старообрядческой династии, то есть человек изначально консервативный, принял и полюбил импрессионизм и постимпрессионизм не сразу. Помог художник Сергей Виноградов. Он спровоцировал азартного Морозова на покупку первой работы — «Море в Сент-Мари». Купил небольшой холст на свои деньги у французского маршана, а затем уговорил «друга Мишу» забрать его в свою коллекцию.
Морской пейзаж художник написал в июне 1888 года в рыбацкой деревне Сент-Мари-де-ла-Мер, куда уехал на выходные, чтобы подышать свежим воздухом и поработать. В письме старшему брату Тео он писал: «Средиземное море имеет цвет макрели: другими словами, изменчивое — вы не всегда знаете, зеленое оно или фиолетовое, вы не всегда знаете, синее ли оно, поскольку в следующий момент постоянно меняющийся блеск принимает розовый или серый оттенок». Братья были очень дружны. В переписке Ван Гог, как в дневнике, фиксировал свою жизнь и работу. Он подробно рассказывал о своих картинах, делал наброски вещей, над которыми работал в этот момент, и благодаря этим заметкам у нас есть ключи к пониманию наследия мастера.
Цвет на этой картине внушает зрителю буквально физическое ощущение опасности. Лозы извиваются, как языки пламени, такой эффект создают плотные, объемные мазки. Художник наносил краску пальцами, а в некоторых местах выдавливал ее на холст прямо из тюбика. Это стало известно благодаря масштабному изучению картины в реставрационных мастерских Пушкинского музея несколько лет назад.
Пейзаж был написан после прогулки с Полем Гогеном, который гостил у Ван Гога в Арле: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где над ней — желтые отблески заката», — писал Винсент брату. После завершения работы он свернул ее и отправил Тео в Париж, где тот продал ее Папаше Танги — известному в Париже торговцу красками. Эта вещь считается единственной проданной при жизни ее автора. Затем, пройдя через несколько рук, полотно оказалось в собрании Иван Морозова, старшего брата Михаила.
Есть история, что с выбором Михаилу Морозову помог определиться Валентин Серов: подсказал купить и «Красные виноградники в Арле», и «Прогулку заключенных». Последняя также представлена в экспозиции Пушкинского музея. Эти две работы — напряженные по своему колориту и эмоциональному состоянию. Они могут довести чувствительного зрителя до панической атаки.
Совершенно другой по настроению «Пейзаж в Овере после дождя», написанный в июне 1890 года, буквально за месяц до смерти художника. Работа умиротворяет, источает свежий воздух, какой бывает только после летнего ливня. Эту картину поэт Осип Мандельштам называл огородным кондукторским пейзажем, с которого «только что смахнули мокрой тряпкой сажу пригородных поездов». Ван Гог, всю жизнь стремившийся передать свой взгляд на жизнь в цвете, понимает к ее финалу, что уже многое рассказал и попал в вечность. Мученик своих художественных идей наконец находит успокоение.
Конечно, жить с такими эмоциональными работами крайне сложно. Поэтому этот портрет стал последней картиной Ван Гога, приобретенной в коллекцию Сергеем Щукиным. После революции и национализации художественных собраний вещи из нее попали в ГМНЗИ — Государственный музей нового западного искусства. А после его расформирования были поделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Теперь пять живописных работ украшают залы Галереи искусства стран Европы и Америки на Волхонке, и вы можете увидеть их в любой день, кроме понедельника.
Читайте также
26 июня