В Москве при поддержке Высшей школы экономики и благотворительного фонда «Друзья» с прошлого года работает Школа профессиональной филантропии, студентами которой могут стать все желающие. Среди предметов – техника продаж, SWOT-анализ, бизнес-моделирование. Поговорили с первыми выпускниками и преподавателем Александром Семиным о том, зачем нужно учиться благотворительности, разбираться в деловых стратегиях и продажах, если просто хочешь делать добрые дела.
консультант по стратегическому креативу, преподаватель Московской школы профессиональной филантропии, режиссер, член правления Фонда помощи хосписам «Вера»
Фото: facebook.com/fantazerov
Хотеть делать добрые дела – это хорошо. Но вопрос именно в том, как убедить людей помогать именно твоему доброму делу. Вот тут и начинается профессиональная борьба за человеческое неравнодушие. Есть правило: если в коммуникации с нами человек не изменился, он никогда нас не выберет. На нашем курсе мы учимся формулировать свой Смысл – свое «Зачем?» – именно так, чтобы человек, изменившись, выбрал именно нас и наше дело. Благодаря той самой метафоре, слову, ассоциативному ряду и истории. И тут позиционирование, манифест, коммуникационная стратегия НКО ничем не отличаются от любого коммерческого, даже самого циничного продукта. В последнее время, когда потребителю важен прежде всего эмоциональный опыт, коммуникацию крупных брендов можно смело назвать социальной. И если раньше фонду было достаточно объявить о своей гуманитарной роли (и это отличалось от йогуртов, пива и машин), то сейчас какой-нибудь крупный глобальный туроператор в своих кампаниях создает такую общечеловеческую ценность, что любой благотворительный фонд может позавидовать.
Фото: facebook.com/fantazerov
Кроме того, как в коммерческом секторе, так и в НКО существует острая потребность выстраивать долгосрочные, а значит социальные отношения с потребителем/донором. Всегда можно спровоцировать импульсную покупку или пожертвование. Как правило, это дешевые трюки. В случае с продуктом – через скидки. В случае с НКО – через спекуляцию бедой. Покажи самым печальным образом ребенка (обязательно чтобы зеленка, мишка, капельницы и угасающий вид), и ты заработаешь свои 50 рублей. Но эффективность деятельности любого фонда – именно в постоянной, стабильной, долгосрочной помощи жертвователей. В рекурентах. Потому что только так НКО могут планировать свою деятельность, правильно распределять помощь и действительно системно претворить в жизнь профильные изменения. И вот тут в свои права вступает профессиональная коммуникация. Потому что, если люди помогают адресно, они помогают себе. А если люди готовы подписаться на ежемесячный платеж, то они уже помогают именно вам.
выпускница, работала в фонде «Подарок судьбы»
Фото: friendsfoundation.ru
Учиться благотворительности я решила, потому что хотелось выйти из своей скорлупы, увидеть, как работают другие, и понять, как можно получать больше на проекты фонда. Эту возможность я увидела в школе, поэтому подала документы. «Подарок судьбы», где я работала на тот момент, – небольшая организация, и каждый сотрудник был чем-то вроде человека-оркестра, совмещая многие функции (от финансового директора до курьера). Из программы мне больше всего пригодилась Process Communication Model, или Модель процесса коммуникации, – самый мощный способ «прокачки» EQ, эмоционального интеллекта. Она помогла разобраться в себе, увидеть по-новому других, поняв, к какому из шести типов личности себя отнести, сохранить хорошие отношения с коллегами. Ведь в НКО очень многое зависит от отношений, от общения – сила в нетворкинге, в правильных win-win-коммуникациях.
И еще очень пригодилось умение четко и структурно рассказывать о своем фонде, о своих программах – так, чтобы это было понятно за три минуты любому человеку.
Но самое главное в школе – сокурсники. Умные, эмпатичные, профессиональные, все из разных областей, с разными историями, но такие теплые и отзывчивые. У нас сложилось сообщество, некоторые стали близкими друзьями.
выпускница, руководитель направления «Специальные проекты» в фонде «Дети-бабочки»
Фото: friendsfoundation.ru
Могу сказать точно, что это не школа нашла меня, а я ее притянула! Руководитель моего фонда настояла на том, чтобы я подала заявку на обучение. Но, как только я прочла программу модулей, сама поняла: «Вот оно!» У меня был очень сильный внутренний запрос на обучение в индустрии благотворительности – да-да, это именно «индустрия», потому что после учебы термины «сектор», «сфера» перешли в ранг архаизмов. До школы я будто шла на ощупь: безусловно, росла как профессионал, но при этом остро ощущала нехватку компетенций, знаний, инструментов, систем, которые позволили бы мне эффективнее реализовывать проекты.
Все восемь месяцев я проживала настоящую «живую» жизнь – со взлетами и падениями, с миллионом открытий и инсайтов. Я вспыхивала, угасала, бросала свой проект и возвращалась к нему через несколько модулей, внутри меня шла борьба. Были моменты, когда я хотела уйти, особенно на модуле по финансово-юридическому сопровождению.
Фото:friendsfoundation.ru
Как-то раз нам дали задание проработать разные роли стейкхолдеров через социодраму. Цель – обсудить и проиграть, как преодолеть недоверие со стороны государства, как привлечь потенциальных партнеров из бизнеса и понять, какие ожидания есть у подопечных в отношении НКО. И вдруг я поймала себя на мысли, что, находясь на месте подопечных и общества, кричу в сторону государства с требованиями о помощи с неприкрытой агрессией, а так нельзя. Здесь же случилось еще одно открытие – я начала кожей ощущать свою сопричастность к индустрии в целом. Теперь мы отслеживаем работу друг друга, ведь каждый фонд – отдельная экосистема, которая живет своей жизнью. Мы редко выходим «из домика», еще реже – предлагаем помощь. Школа объединяет людей, фонды, создает экологичное пространство менеджеров-управленцев, идущих к общей цели.
22 сентября, 2019