Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

В российский прокат к 90-летнему юбилею легендарной итальянской актрисы выходит документальная картина «Софи Лорен. Жить, сниматься, любить!». Как Софи Лорен стала иконой кинематографа еще при жизни? Неужели дело только во внешности? Кинокритик Иван Афанасьев разбирает жизненный и творческий путь актрисы и объясняет, почему в ее случае красота действительно может быть страшной (вернее, прекрасной) силой.

Сейчас трудно в это поверить, но первоначально жизнь будущей легенды кино складывалась отнюдь не радужно. Дело не только в бедности — почти традиционном атрибуте многих звезд, но и в ней тоже. Матерью Софии Костанци Бриджиды Виллани-Шиколоне (да, именно таково ее полное имя), родившейся 20 сентября 1934 года, была Ромильда Виллани, которая мечтала стать актрисой, но вышла замуж за Риккардо Шиколоне Мурильо и оставила эти надежды, а в дальнейшем их оставил и сам Риккардо, который был женат. Кстати, от Шиколоне ее мать Ромильда родила еще одну дочь, Марию, которая в будущем стала женой Романо Муссолини, джазового пианиста и по совместительству сына Бенито Муссолини.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Жила семья Софи тяжело — денег и еды было мало, особенно во времена бомбежки Милана, где они жили, с 1942 по 1945 год. Трудно в это поверить, но будущий секс-символ Софи в детстве и юности травили в школе за внешность — она была весьма высокой для своего возраста (хотя в итоге выросла лишь до 170 сантиметров), за что ее прозвали Жердью. Однако мать, у которой карьера актрисы не сложилась, прочила юной девушке большие перспективы на сцене, видя в ней настоящую красавицу. В 15 лет она выиграла конкурс красоты, а в 16 уже снималась в кино — правда, справедливости ради, продюсеры, которые не знали, что делать с юной красавицей, пристраивали ее в сомнительные комедии на не менее сомнительные роли. Например, в те же 16 лет София Шиколоне сыграла эпизодическую роль одалиски в фильме «Это был он... да! да!» (под именем София Лаззаро), где снялась топлес. В то же время, в начале 1950-х, она познакомилась со своим будущим мужем, кинопродюсером Карло Понти. Он помог ей выйти из лимба однообразных и сексуализированных образов и придумал ей псевдоним Лорен, взятый по аналогии с фамилией популярной в то время шведской актрисы Марии Торен.

Благодаря Понти же Лорен получила свою первую главную роль в киноопере «Аида» — правда, ее «голосом» стала певица Рената Тебальди. На тот момент Лорен уже три года состояла в отношениях с Карло Понти, хотя тот и был старше ее на 22 года, да еще и женат. Мать отговаривала Софи от этих отношений, боясь, что дочь повторит ее судьбу, но все сложилось хорошо. Ему, конечно, пришлось развестись, для чего они с его женой даже поехали во Францию, приняли там гражданство, а после развелись в обход итальянских законов, и только тогда он смог жениться на Лорен. Но в итоге их отношения продлились более полувека, вплоть до смерти продюсера в 2007 году.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Кадр из фильма «Легенда о былом»

Он же помог ей с ролями, и это не тот случай, когда «а вы точно продюсер?». Понти работал в кино с 1940-х и спродюсировал на тот момент более трех десятков картин. Он точно знал, что его возлюбленная — гораздо больше, чем просто симпатичная девушка с фигурой античной красавицы, и даже выкупил все эротические фильмы с участием Лорен, чтобы сформировать новый, правильный образ актрисы. Таким образом, уже в 1954 году ее увидел весь мир в фильме «Аттила завоеватель», где снимались и голливудские актеры, например Энтони Куинн — в главной роли. За год она снялась сразу в нескольких картинах, громко заявив о себе как об одной из самых ярких и красивых новых актрис, в том числе в комедии «Жаль, что ты каналья», а также в серьезной драме «Женщина с реки».

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Кадр из фильма «Аттила завоеватель»

Лорен иногда ошибочно называют звездой итальянского неореализма (направления в итальянском послевоенном кино, которое просуществовало примерно с 1943 по 1953 год), но это не так. Отчасти это основано на том, что в 1950–1960-х, когда Лорен была в первых лучах своей славы, она много работала с одним из главных итальянских неореалистов — актером и режиссером Витторио Де Сикой, который снял ее сразу в нескольких ключевых для карьеры актрисы фильмах: «Золото Неаполя», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски» и других. Но, пожалуй, главным совместным фильмом Де Сики и Лорен стала «Чочара» — военная драма с Жан-Полем Бельмондо, за роль в котором актриса удостоилась премии «Оскар» за лучшую женскую роль. Это был не первый «золотой болванчик» у итальянских актрис, как принято думать (ранее аналогичную награду за роль в фильме «Татуированная роза» получила Анна Маньяни), но первый «Оскар», полученный за роль, сыгранную не на английском языке.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Кадр из фильма «Вчера, сегодня, завтра»

На тот момент (1960 год) Лорен уже была известна на весь мир: в 1957-м ее впервые пригласили в Голливуд, чтобы сыграть в драме «Мальчик на дельфине» (американские зрители с удовольствием любовались прекрасной женщиной в намокшем платье на яхте). Далее были фильмы с крупнейшими звездами фабрики грез: Джоном Уэйном, Фрэнком Синатрой, Кларком Гейблом, Кэри Грантом и другими. С последним у Лорен даже завязался короткий роман, который она, впрочем, разорвала, чуть не поставив под удар судьбу фильма «Плавучий дом», где они вместе играли.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Кадр из фильма «Плавучий дом»

Причиной измены, возможно, стало давнее, но долгое время не реализовавшееся желание Софи стать матерью — она пережила несколько выкидышей, лечилась от бесплодия и долго не могла родить ребенка. Но в 1968 году это все-таки случилось: у нее и Карло Понти наконец родился первенец, которого они назвали Карло-младшим; спустя пять лет родился и второй сын, Эдоардо. Первый стал дирижером, второй режиссером (и много снимал маму — например, в экранизации пьесы Жана Кокто «Человеческий голос»). По признанию самой Софи, дружная семья и воспитание детей — то, о чем она всю жизнь мечтала даже больше, чем о карьере актрисы, и теперь, когда это желание реализовалось, Лорен позволила себе снизить обороты и уделить больше внимания частной жизни.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Tony Vaccaro/Getty Images Gallery

Тут имеет смысл перейти к вопросу о том, почему актрису так любили (и продолжают любить) на территории бывшего СССР. Впервые Лорен появилась в Москве в 1965 году вместе с Карло Понти, когда представляла фильм «Брак по-итальянски», участвовавший в Московском международном кинофестивале. А после приезжала на несколько месяцев для съемок в советско-итальянском фильме «Подсолнухи». Итальянские кинематографисты вообще частенько были гостями в СССР и плотно там работали. Ранее уже выходили фильмы «Они шли на Восток» Джузеппе Де Сантиса и Дмитрия Васильева, «Красная палатка» Михаила Калатозова, а звезда итальянского кино Марчелло Мастроянни позже, в 1987 году, сыграл у Никиты Михалкова в «Очах черных». А уж сколько итальянского кино показывали в Союзе — начиная со второй половины 1940-х, в период расцвета итальянского неореализма. Неудивительно, что в момент приезда Лорен в Москву она была желанной гостьей — все хотели посмотреть на, возможно, самую красивую звезду итальянского кино, самого доступного советскому зрителю.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Валентин Мастюков/ТАСС

Так что дело было не только во внешности, хотя для советских женщин утонченная, невероятно красивая, аристократичного вида Лорен была своего рода инопланетянкой, женщиной из параллельной вселенной. Тем более что в Софи был заложен огромный запас эротизма и страсти, которого откровенно не хватало советским актрисам. Просто по причине, что то, что было можно в Италии, нельзя было снимать в СССР: даже в «Бриллиантовой руке» знаменитая сцена соблазнения Горбункова подавалось как нечто непристойное, а сама Анна Сергеевна — как коварная соблазнительница. Лорен же выглядела невероятно сексуально и при этом сугубо положительно. Даже знаменитую сцену стриптиза во «Вчера, сегодня, завтра» в Союзе, где секса как будто бы нет, не тронули — и зрители шли, чтобы увидеть это диковинное зрелище в исполнении прекрасной красавицы.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Кадр из фильма «Золото Неаполя»

Софи Лорен — это тот редкий случай, когда внешность делает свое дело не меньше, чем актерский опыт. Ей просто повезло родиться настолько красивой, чтобы выглядеть как классическая женщина из кино, ради которой не жалко и умереть (или хотя бы пострадать за нее). Таковой она была в фильмах «Черная орхидея», «Дыхание скандала» и «Пять миль до полуночи». Лорен — это европейская Мэрилин Монро, воплощение красоты в кинематографе, и ее имя не зря стало нарицательным: есть несколько женщин, которых сразу вспоминаешь, произнося словосочетание «красивая актриса», и Лорен однозначно одна из них. При этом она вела довольно скромную и закрытую жизнь, мало участвовала в общественных делах, была очень открытой к обычным людям (не было отбоя от желающих подойти к ней на Московском кинофестивале) и воспитывала долгожданных детей, как образцовая мать.

Богиня кино. Почему все так любят Софи Лорен?

Кадр из фильма «Пять миль до полуночи»

И это несмотря на спорные факты из ее же жизни — от брака с женатым мужчиной до съемок в эротике. Даже в нашем традиционалистском обществе Лорен воспринимается как эдакая «разрешенная сексуальность», одобряемая плюс-минус всеми, не считая людей самых пуританских взглядов. Даже когда в возрасте 73 (!) лет она снялась в обнаженной фотосессии (пускай и абсолютно целомудренной) для Pirelli, пожалуй, самой дорогой марки календарей, никто и слова не сказал. Ну снялась и снялась. Последний пик ее большой активности приходится на 1970-е, когда она много снималась, пускай уже и не так активно, дальше количество фильмов с ее участием снижалось. Сейчас она на заслуженной пенсии — с 2000 года с ней вышло всего восемь фильмов, часть из которых и вовсе короткометражные. При этом о ней, еще живой легенде, снято уже два художественных и бесчисленное количество документальных картин.

Такое возможно только с живыми богами кино — а Лорен жива и бодрствует: например, появилась на Венецианском кинофестивале в прошлом году, а в 2021-м, в возрасте 87 лет, не побоялась выйти на публику в обтягивающем платье на гала-концерте Американской киноакадемии в Лос-Анджелесе. Просто потому, что хочет и может — и выглядит так, как никто другой. Потому что Софи Лорен. Как сказала когда-то сама актриса: «Существует источник молодости: это ваш ум, талант, творчество, которое вы вносите в свою жизнь и жизнь любимых людей. Когда вы научитесь пить из этого источника, вы действительно победите возраст». Так победим.

Фото: Tony Vaccaro/Getty Images Gallery

Иван Афанасьев

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

20 сентября

Новости