В Музее Москвы на Зубовском бульваре открылась новая экспозиция «История Москвы». Она подробно расскажет об истории нашего города со времен первых дьяковских поселений на берегах Москвы-реки до начала Великой Отечественной войны. Рассказываем, на что стоит обратить внимание.
Первое, что встречает уже на входе, — деревянные укрепления из основания Кремлевского вала. Их обнаружили в 1959 году во время раскопок у Троицких ворот Кремля. Предположительно, они относятся к первым московским укреплениям, которые заложил Юрий Долгорукий в 1156 году.
Осмотрев периоды дьяковских поселений, первых славян в Московском крае и основания Москвы, отправляйтесь в раздел «Христианизация. Письменность. Ордынское нашествие». Здесь есть еще один редкий экспонат — последняя из в общей сложности четырех берестяных грамот, найденная в Москве в 2015 году. Она уникальна тем, что текст на ней идет вдоль волокон, а не поперек, как на других трех. Такой стандарт оформления был принят в Новгороде. Текст грамоты дублируется на стене — попробуйте прочесть его, чтобы узнать, что помешало слуге одного неназванного господина добраться до Костромы.
Рядом с берестяной грамотой найдете два фрагмента бересты с рисунками. Один из них спрятан в потайном ящичке — это часть особого детского маршрута, разработанного специально для маленьких посетителей.
Один из самых ценных предметов из собрания Музея Москвы ждет в разделе, посвященном Ивану Грозному. Это клад, обнаруженный в 2017 году на Пречистенке. Десять серебряных монет на сумму пять копеек были спрятаны в… шахматной фигуре слона! Для сравнения: за одну копейку в то время можно было купить целого гуся.
А вы знаете, откуда пошли названия многих московских улиц? От городских слобод — частей посада, жителей которого объединял род занятий или социальный статус. Слободы были военные, монастырские, но самые многочисленные — ремесленные. Ремесленников расселяли с оглядкой на особенности производства. Например, кузнецы и гончары работали в Замоскворечье и за Яузой, потому что они нуждались в месте с доступом к воде и отдаленном от основной городской застройки из-за высокого риска пожара. На окраинах селились и другие мастера: ткачи, кожевники, косторезы, плотники. Эти профессии закрепились в названиях районов, улиц: например, Хамовники образовались от хама — льняного полотна, а улица Таганская — от тагана, подставки для готовки на огне.
Перемещаемся в эпоху Петра I. Как известно, этот император был одним из самых знаменитых в России реформаторов. Кроме культуры табакокурения, начала отсчета нового года с 1 января, Табели о рангах и многого другого, одним из его нововведений стало появление пошлины на ношение бороды. В витрине можете увидеть бородовой знак, который выдавали за уплату этой пошлины до 1762 года.
Одной из неотъемлемых частей жизни дворянства в XIX веке были, конечно же, балы, где можно было не только потанцевать и найти себе пассию, но и обсудить последние новости и важные дела. Среди экспонатов, входящих в число традиционных атрибутов бала, представлена записная бальная книжка. Их использовали дамы для записи кавалеров, пригласивших их на танец. Обратите внимание, что страницы сделаны из кости — это позволяло использовать книжку не один раз.
Если до начала XIX века борьба с возгораниями в Москве оставалась обязанностью жителей, то уже в 1804 году на средства городского бюджета была организована пожарная команда из брандмайора и 17 брандмейстеров — на каждую часть города. Пожарные служители проживали в корпусах при «частных домах» — так назывались здания полиции, которые находились во всех частях Москвы. Для наблюдения за окрестностями при каждом «частном доме» была построена каланча, на балконе которой постоянно дежурили два караульных. Если где‑то появлялся дым, они звонили в колокол и вывешивали на каланче знаки тревоги из шаров, прямоугольных досок и флагов. Каждая часть города обозначалась своим сочетанием шаров и досок — взгляните на ту самую систему знаков на стене.
Одним из ключевых архитектурных символов молодой советской власти стал Мавзолей. После смерти Ленина в 1924 году его тело было решено сохранить в специально выстроенной усыпальнице, на работы отводилось три дня. Архитектор Алексей Щусев построил ступенчатый деревянный склеп с траурным залом под землей. После торжественного прощания усыпальницу закрыли для долгосрочного бальзамирования тела. Тогда же был объявлен конкурс на новое здание Мавзолея. Строительство вновь поручили Щусеву. А вы знали, что всего было три разных Мавзолея? Взгляните на макет.
04 декабря