Что собирал Сергей Щукин помимо шедевров Пикассо и Матисса? Чем русский импрессионизм отличается от французского? Кому посвящал свои рисунки Казимир Малевич? Отвечаем на эти и другие вопросы, связанные с самыми яркими московскими выставками этой зимы.
Предоставлено пресс-службой
Пушкинский музей знакомит с малоизвестной стороной коллекции Сергея Щукина и его семьи. Свой вкус будущий собиратель шедевров Матисса, Гогена и других знаменитых французов оттачивал, покупая древние русские иконы, картины европейских мастеров, памятники Древнего Египта и многое другое. В 1920-е годы все эти работы разлетелись по советским музеям. Многие из них впервые воссоединились именно на этой выставке.
Куратор Алексей Петухов постарался максимально точно воспроизвести соседство отдельных произведений в оригинальной коллекции. Например, китайская и корейская живопись на шелке у Сергея Щукина висела рядом с картинами Сезанна и Дерена. Точно так же их увидят и посетители выставки «Неизвестный Щукин». Тщательнее всего трудились над воссозданием главного ансамбля щукинского особняка — Розовой гостиной, созданной в 1911 году Анри Матиссом. Современные художники назвали бы этот эксперимент тотальной инсталляцией. По сути это было единое пространство, в котором работы Матисса концептуально сочетались с обстановкой. Отдельные ее элементы, включая комоды из розового дерева и бирюзовые французские декоративные вазы, представлены на выставке.
Каждая работа в экспозиции имеет собственную неповторимую историю. Например, первым делом зрители видят скульптурную группу Евгения Лансере с изображением скачущих черкесов. Она же встречала гостей Щукина на первом этаже его особняка. В 1930-е годы она была отправлена в Дагестан, откуда прибыла на время выставки.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки, Волхонка, 14
До 16 марта 2025 года, билеты по 600 рублей
Владимир Яковлев_Красный-цветок.1971
В открывшемся этим летом на Маросейке Центре современного искусства AZ/ART проходит выставка работ Владимира Яковлева. Художник сложной судьбы почти полностью потерял зрение еще в юности. Кроме того, он был вынужден часто и подолгу находиться в психиатрических клиниках. При этом Яковлев отличался невероятной производительностью, а его работы высоко ценили современники, включая видных художников-шестидесятников, которые чуть ли не единогласно считали его гением.
Проблемы со зрением сформировали у Яковлева особое видение, как бы направленное внутрь себя и раскрывающее суть вещей. Прославившие его изображения цветов кажутся одушевленными. По словам Ильи Кабакова, они дарят зрителю «особую печальную радость». Кураторы выставки Наталья Волкова, Сергей Александров и Валерий Силаев собрали в ЦСИ AZ/ART 70 работ из музейных и частных собраний, среди которых помимо «портретов цветов» и «портретов ветра» есть изображения людей и чистые абстракции. Некоторые произведения показываются публике впервые, включая три картины из собрания Третьяковской галереи.
Центр современного искусства AZ/ART, Маросейка, 11/4с1
До 2 февраля 2025 года, билеты по 400 рублей
Игорь Макаревич, «Исчезновение»
Новая выставка в Stella Art Foundation («Москва-Сити», Башня «Меркурий») может отпугнуть мудреным названием и сложным сопроводительным текстом. По факту же, говоря о «границах лиминальности», куратор проекта Анна Романова приглашает зрителя поразмышлять о переходных состояниях. Наглядный пример того, что под этим понимается, встречает посетителя прямо с порога. Экспозицию открывает эффектная скульптура Эрвина Вурма, похожая на застывшего в процессе трансформации жидкометаллического робота Т-1000 из «Терминатора». По задумке автора, эту фигуру как бы разрывают изнутри удары зависти.
Таких ярких работ на выставке много, равно как и громких имен от Ильи и Эмилии Кабаковых до недавно умершего пионера видео-арта Билла Виолы. Последний представлен гипнотической 10-минутной работой «Вознесение Изольды», под которую выделили отдельный зал. Тело героини выхватывает из толщи водной глади луч света, который затем медленно угасает. Это часть масштабного проекта Виолы, вдохновенного оперой Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Как и многие другие работы художника, она отсылает к экстремальному опыту из его собственного детства (Виола чуть было не утонул, будучи шестилетним ребенком).
Пограничные состояния вещей и людей на выставке иллюстрируют самые разные образы от контурных скульптур Анны Желудь, которые очерчивают в воздухе силуэты стульев, вешалок и других предметов металлическим прутом, до фотокомпозиций Спенсера Туника, составленных из сотен обнаженных тел.
Stella Art Foundation, 1-й Красногвардейский проезд, 15
До 10 февраля 2025 года, вход бесплатный
В. Попков. Бригада отдыхает. 1962-1965. Третьяковская галерея
В новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной заново открывают как хорошо знакомое, так и малоизвестное широкой публике искусство. Площадку запустили в конце октября выставкой хрестоматийных работ передвижников, а уже в декабре там стартует еще один проект, благо выставочные площади пространства (порядка 9 000 квадратных метров) позволяют проводить несколько масштабных выставок одновременно.
Художник Виктор Попков (1932–1974) в первую очередь ассоциируется с работой «Строители Братска», ставшей одним из главных образцов так называемого «сурового стиля». Но на выставке будут представлены и другие грани творчества художника: лирические пейзажи, портреты коллег-художников и автопортреты. В общей сложности зритель увидит порядка 200 живописных и графических работ из музейных и частных коллекций. Все они будут поделены между тематическими разделами. Каждый из них задуман как рассказ о наиболее важных для творчества Попкова сюжетов, будь то война или отношения мужчины и женщины.
Третьяковская галерея, корпус на Кадашевской набережной, Кадашевская набережная, 12
С 4 декабря 2024 года по 11 мая 2025 года, билеты по 600 рублей
Константин Горбатов. Улица провинциального города. 1920. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Оправдывая свое название, Музей русского импрессионизма готовит к февралю следующего года проект, который объединит работы художников, чьи имена стали синонимами живописи, наполненной светом и воздухом. Константин Коровин, Абрам Архипов и Петр Кончаловский: одних импрессионизм поглотил полностью, а для других стал кратковременным увлечением, этапом на пути формирования собственного стиля. Кроме того, проект «Изображая воздух» обещает открыть широкому зрителю незаслуженно обойденные вниманием имена, такие как Дмитрий Щербиновский, Арнольд Лаховский ли или Серафима Блонская. Особое внимание куратор Наталья Свиридова планирует уделить так называемому «черному импрессионизму». Французские художники в своих работах принципиально не использовали этот цвет в чистом виде, заменяя его оттенками серого, синего или лилового. Русские художники, такие как Коровин, этих ограничений не принимали.
Главным способом знакомства с французским импрессионизмом для молодых русских художников были пенсионерские поездки по Европе, служившие своего рода наградой за усердие в учебе. Во второй половине XIX века из таких путешествий Илья Репин, Василий Поленов и другие мастера привозили невероятно светлые этюды, написанные на пленере. Полученными навыками подмечать малейшие оттенки природных явлений они делились со своими учениками и коллегами. Этюдам, которые именно в ту пору начали рассматриваться как самостоятельные произведения, будет посвящен один из разделов выставки. В общей сложности проект объединит работы 70 авторов: 160 произведений из 77 музейных и частных коллекций со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска.
Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект 15, стр. 1
С 14 февраля по 1 июня 2025 года, билеты по 550 рублей
Михаил Матюшин, «Геометризация пространства (Кристалл)»
В истории русского искусства начала ХХ века было много знаменитых пар — Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Варвара Степанова и Александр Родченко. На их фоне имена Елены Гуро и Михаила Матюшина звучат пока не так громко. Заполнить этот пробел собирается Центр «Зотов», тем более что влияние творчества этого союза на становление русского авангарда переоценить сложно. Работая над декорациями к опере Матюшина «Победа над Солнцем», Малевич создал прообраз «Черного квадрата». В 1913 году он проиллюстрировал сборник новаторских текстов Хлебникова, Крученых и Гуро «Трое». Свои рисунки он посвятил памяти Гуро: она умерла от лейкемии накануне публикации. Благодаря совместным усилиям Матюшина и Гуро возникло направление органического искусства, которое рассматривало окружающий мир как единое и неделимое целое.
При подготовке экспозиции был совершен целый ряд важных открытий, благодаря которым многие графические работы из архивов Матюшина и Гуро будут показаны впервые. Некоторые произведения представят с уточненным авторством и датироваками. Оба героя выставки были людьми разносторонними, поэтому произведения изобразительного искусства обещают дополнить уникальными фотографиями, стихами, цитатами из мемуаров и писем. Специально для проекта «Любовь в авангарде» впервые сыграют и запишут музыкальные сочинения Матюшина, восстановленные по его рукописям. Саунд-дизайн дополнят актерские прочтения текстов Гуро.
Центр «Зотов», Ходынская, 2
С 21 февраля по 25 мая 2025 года, билеты по 800 рублей
Текст: Александр Быковский
03 декабря