В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Валентина Серова. Арт-обозреватель Елена Шарова выбрала полотна художника в Третьяковской галерее, на которые стоит обратить внимание.
Валентин Серов много работал на заказ, но оставался свободным живописцем: никогда не приукрашивал модель, писал как видел. Среди его заказчиков — представители элиты, однако после смерти мастера у семьи не было даже средств на его похороны.
Его живопись еще при жизни пришлась по вкусу царскому двору. У него заказывали портреты великие князья и их ближайшее окружение, несмотря на то что мастер работал долго и был не слишком приветлив. На один заказ у него могло уйти аж три месяца. Во время сеансов модели иногда теряли сознание, у них затекали руки и немели ноги. Все это проходило в тишине: Серов не любил разговаривать во время работы.
Это правило однажды крайне неудачно нарушила жена императора. Серов писал портрет Николая II, и Александра Федоровна позволила себе сделать замечания, указывая на «недочеты» в картине сухой кистью. Тогда Серов вспылил и протянул императрице палитру со словами: «Так вы, Ваше Величество, лучше сами уж и пишите, если так хорошо умеете».
Неслыханная дерзость, после которой художник больше не работал с Николаем II, несмотря на то что тот извинился за поведение жены. С того самого портрета Серов написал авторскую копию, и сейчас она хранится в Третьяковской галерее.
Валентин Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897. Государственная Третьяковская галерея
Там же, в основной экспозиции в Лаврушинском, в зале художника, можно увидеть портрет великого князя Павла Александровича. Заказчик работы — Конный лейб-гвардии полк, шефом которого и являлся портретируемый.
От привычного парадного портрета тут разве что наряд Павла Александровича и конь. Но его хозяин стоит рядом, а животное держит денщик. И это выглядит случайностью, будто бы реальная жизнь вмешивается в процесс позирования, с которым дворянин, конечно, блестяще справляется. Представьте, если бы Павел Александрович просто сидел на коне на фоне своего полка — вы прошли бы мимо в музее и даже не запомнили бы очередной официальный портрет. А тут Валентин Серов пишет жизнь. Кстати, вот вам игра: когда пойдете в Третьяковку, попробуйте в золотистом снаряжении князя рассмотреть отражение пейзажа.
Все это оценили не только в России: сначала полотно показали на Сецессионе в Мюнхене в 1898 году, а затем в 1900-м на Всемирной выставке в Париже. Там Валентин Серов получил высшую награду смотра — Гран-при.
Валентин Серов. Портрет Г. Л. Гиршман. 1907. Государственная Третьяковская галерея
Заказы на портреты для Серова были настоящим испытанием. Он писал так: «Каждый портрет для меня — целая болезнь». Но были и исключения.
Например, Генриетта Леопольдовна Гиршман. Она сама занималась живописью, знала несколько языков и была блестяще образована. Художник Александр Бенуа называл ее самой красивой дамой Москвы. Вместе с мужем — знаменитым фабрикантом они собирали коллекцию современного искусства. Серов же очень ценил ее ум и скромность. Он писал ее много раз, явно любуясь своей моделью. В портрете из собрания Третьяковской галереи все подчеркивает характер Генриетты Леопольдовны: и скромный жемчужно-серый колорит фона, и простое, без излишеств, но элегантное платье, и главное — ее поза с наклоном головы и движением руки. Модель, будто стесняясь, принимает комплимент, удивленно поднимая руку к груди. И еще одно вам задание: будете в Третьяковской галерее — найдите автопортрет Валентина Серова в этой работе.
Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. Государственная Третьяковская галерея
Художник много путешествовал, отлично знал историю искусства и интересовался всем современным, новым. Он осматривал древнегреческие храмы в Афинах, любовался площадью Святого Марка в Венеции и знал богемный Париж. Серов постоянно учился и впитывал приемы западных мастеров, тут же перерабатывая их и превращая в несравненные особенности своего стиля.
Во время поездки в Европу он задумал написать «Похищение Европы». В этой картине сошлись и все его впечатления, и восхищение античным наследием, и явное увлечение модерном. Сложно поверить, что автор картины — художник, что оставил целую галерею реалистичных портретов царской семьи и подарил нам «Девочку с персиками». И в то же время, глядя на эту вещь, мы понимаем насколько Серов велик. Настоящий художник мира.
15 января