Как черепа помогали найти жениха и стали важным мотивом в искусстве. Прочитайте отрывок об этом

Как черепа помогали найти жениха и стали важным мотивом в искусстве. Прочитайте отрывок об этом

Решили в еженедельном воскресном чтиве рассказать о том, как черепа стали главными героями не только мифов, но и искусства. Их изображают на картинах, с их помощью, по преданиям, девушки просили о зачатии ребенка и искали женихов.

Автор Владимир Петрухин в книге «Погребальные обряды и культ предков» (издательство МИФ) размышляет о похоронных ритуалах и поверьях со всего мира, связанных со смертью.

Известная европейская романтическая баллада повествует об убитом женихе, вернувшемся за тоскующей невестой с того света. Будучи в царской ссылке, отечественный этнограф Владимир Германович Богораз (1865–1936) записал похожую историю у чукчей.

Некая девушка нашла в тундре череп и принесла домой. Она заботливо уложила его в свой вещевой мешок и временами вынимала, ласково с ним разговаривая и улыбаясь ему. Череп улыбался в ответ. Однажды родители девушки заметили нечто странное, а когда увидели общение дочери с черепом, то вместе с сородичами в ужасе бежали со стойбища. Девушка разрыдалась и оттолкнула череп, а тот укатился искать свое тело. Вскоре он вернулся в облике красивого юноши, и молодая пара счастливо зажила вместе.

Рассказы о чудесных женихах и невестах — оборотнях (вспомним Царевну-лягушку) широко известны в сказочном фольклоре. Представление о том, что жениха или невесту нужно добыть на том свете или в далеком Тридевятом царстве, восходит к первобытному обществу, когда главным правилом брака была экзогамия, при которой невесту брали из чужого рода. Череп был воплощением умершего, его духа и жизненной силы, которую он мог проявлять в мире живых как чудесный жених.

Поль Сезанн. Натюрморт с черепом. 1898

У суданских бокко череп считался гарантом чадородия. Через год после погребения могилу предка принято было разрывать, чтобы добыть череп. Его мыли и помещали в специальном домике. Если женщина не могла зачать ребенка, ее отец обращался к черепу: «Ты старый отец, ты уже давно умер. Ты родил меня до того, как умер. Теперь я родил дочь. она не имеет дитя. А ведь она замужем. Ты старый отец, и я прошу тебя, дай ей дитя».

Африканцы дурру извлекали из могилы череп вождя через три месяца после погребения. Они помещали его в сосуд из тыквы, приносили домой и раскрашивали. Перед жатвой жрец поливал череп жертвенной кровью и просил, чтобы воины были победоносными, урожай — богатым, дети рождались здоровыми, а люди не умирали молодыми.

Культ черепов и волшебных голов получил отражение не только в мифах, но и в искусстве. Например, знаменитым изобразительным мотивом стала голова античной горгоны Медузы, отрубленная героем Персеем. Вместо волос у нее были змеи, а взгляд убивал даже после смерти чудища. Саму голову носила на щите помощница Персея воительница Афина Паллада. А в христианскую эпоху в Византии и на Руси изображение Медузы стало амулетом-апотропеем — змеевиком, отпугивающим злых духов. Мотив голов с широко раскрытыми глазами был характерен для Центральной Азии и Монголии. Личины, символизирующие мертвых, — распространенный мотив в искусстве этих регионов.

Распятие с четырьмя ангелами — у подножия креста изображен череп Адама. Гравюра Мартина Шонгауэра, XV век

Считалось, что непочтительное отношение к черепу может погубить живого человека. Герой русской былины — новгородский богатырь Василий Буслаев, — прожив жизнь себялюбца, задумывается о спасении души и отправляется в паломничество на Святую землю. На Сорочинской горе он натыкается на череп («пусту голову») и пинает его ногой, а в ответ слышит пророчество: там, где лежит голова умершего богатыря, лежать и голове Василия. На обратном пути Василий с дружиной и правда видят на горе «сер горюч камень». Надпись на камне предупреждает, что нельзя скакать вдоль плиты. Но молодец не привык прислушиваться к запретам. Он скачет вдоль камня и ломает себе шею:

Где лежит пуста голова,
Там Василия схоронили.

В русской волшебной сказке герой хоть и пинает сначала богатырскую голову, но потом исполняет ее просьбу о захоронении и получает волшебный дар.

Камень же, через который проскакал Василий, явно закрывал вход на тот свет — и переступивший его расставался с жизнью, оказавшись в преисподней. На Святой земле нельзя было святотатствовать и похваляться, ведь это место представляло собой портал в небесный мир и преисподнюю. Сорочинская (Сарацинская) гора в былине явно напоминает Голгофу, где был распят Иисус, погребенный поблизости. Само распятие, по христианскому преданию, совершалось над могилой Адама, поэтому на иконах и фресках у подножия креста изображается череп, принадлежавший первому человеку. Одной из самых почитаемых реликвий христианского мира считается голова Иоанна Крестителя, казненного усекновением главы при царе Ироде.

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться