10 лучших российских сериалов 2025 года. Выбор кинокритика
Прошлый год был не самым выдающимся по части сериалов — в этом, кажется, индустрия вышла из бреющего пике, в котором чуть было не зависла. Причем не только за рубежом, но и в России — лучшие ТВ-проекты посвящены насущным темам, успешно трогают за живое и способны вызвать неподдельные эмоции. Кинокритик Иван Афанасьев выбрал десять лучших российских сериалов, которые следует наверстать, если вы вдруг их упустили.
«Актерище»

Кадр из сериала «Актерище»
Бенефис Дмитрия Нагиева в самоироничном сериале о звездном актере, который не очень красиво наехал на блогера, вечно его критикующего, и теперь вынужден играть в его любительском спектакле. О границе между творчеством и заработком, между высоким искусством и низкой коммерцией и о том, как все это подчас совершенно непредсказуемо пересекается. При этом не занудно, смешно, с рядом отличных находок. Плюс роскошная роль Антона Лапенко.
«Аутсорс»
Один из самых важных сериалов последних лет — мрачная экзистенциальная притча пополам с жестким балабановским триллером. Новый взгляд на 1990-е — почти без бандитов, но с акцентом на обычных людях, которые сами под давлением времени и обстоятельств черствеют и начинают торговать смертью (вполне буквально).

Кадр из сериала «Аутсорс»
Актерский состав, режиссура, сценарий, монтаж и работа художников — все на высоте. Ну и подумать тоже есть над чем после просмотра.
«Высокий сезон»

Кадр из сериала «Высокий сезон»
Новому сериалу Стаса Иванова («ЮЗЗЗ») можно предъявить много претензий — не самый стройный и увлекательный сценарий, например. Но, во-первых, история о молодом мужчине, который ищет свою возлюбленную в чужой стране (Вьетнаме), чертовски эффектно снята — в российском кино редко умеют так здорово ставить сцены погонь и особенно рукопашных схваток (а их тут много). Во-вторых, это сериал, мало уступающий по качеству исполнения зарубежным — идеальный продукт на экспорт.
«Дыши»

Кадр из сериала «Дыши»
Еще одна сенсация в нашем кино — не меньшая, чем предыдущий проект Анны Кузнецовой, «Каникулы». Лишь прикидывающаяся медицинской драмой, мрачная история об акушерке, которая после неудачных родов оказалась вовлечена в безжалостный круговорот юридических норм и криминальных передряг, будто сделана Винсом Гиллиганом, настолько здорово и впечатляюще она написана, сыграна и снята. Если не лучший сериал года, то как минимум претендент на это звание.
«Камбэк»

Кадр из сериала «Камбэк»
От словосочетания «проект с Александром Петровым» кто-то мог и устать, но, во-первых, в центре тут не его персонаж — бездомный с провалами в памяти и необычными навыками, — а классные ребята-актеры подросткового возраста в роли детей 2000-х, которые пытаются помочь центральному герою вспомнить, кто он. Во-вторых, Петров тут блистает — это одна из лучших ролей в его карьере, в которой он мало похож на себя. Ну и в-третьих, это важное высказывание о времени, в том числе и о нашем.
«Между нами химия»

Кадр из сериала «Между нами химия»
В этом году выходил удивительный сериал «Умираю, как хочу секса» — так вот, это его российский побратим (посестрим?) и в плане сюжета, и в плане качества. История о молодой женщине, которая пытается найти мужчину, который станет отцом для ее детей после того, как она уйдет из жизни от смертельной болезни, балансирует на грани невероятно смешного — и вместе с тем невероятно же трагического. Александра Бортич — большая артистка, и «Между нами химия» лишний раз это доказывает.
«Обнальщик»

Кадр из сериала «Обнальщик»
Еще один побратим зарубежных тайтлов — в этот раз приморская вариация «Озарка» о неудачливом предпринимателе и его сыне, которые решают выйти из огромных долгов при помощи хитрой схемы с обналичиванием NFT. У «Обнальщика» высочайший ритм (как всегда в проектах Бориса Акопова), бешеный монтаж и куча условностей, которые, впрочем, ему к лицу, — получается такой адреналиновый жанровый триллер про то, что в США называют словом «hustle» (проще говоря, про умение вертеться и выживать в любых условиях).
«Подслушано в Рыбинске»

Кадр из сериала «Подслушано в Рыбинске»
У «Обнальщика» есть фактура фильмов братьев Коэн, но не хватает юмора и иронии. Зато с последним все отлично у нового проекта Петра Тодоровского: Тимофей Трибунцев играет неудачливого журналиста-пьянчугу. Он живет в названном городе и на свою голову начинает видеть будущие убийства, которые кто-то должен совершить. Фантастическое допущение нужно здесь, чтобы скрестить классический нуар с экзистенциальной комедией про преодоление внутреннего кризиса через, мягко говоря, необычные внешние обстоятельства.
«Путешествие на солнце и обратно»

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»
Это год Романа Михайлова: в прокат вышли сразу два его фильма («Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птица»), а на стримингах приземлился его первый сериал, снятый по его же книге «Дождись лета и посмотри, что будет». И если вы до сих пор не понимаете, о чем идет речь, то лучшего способа познакомиться с творчеством, пожалуй, самого самобытного российского режиссера современности просто не придумать. Это то ли криминальная драма про 1990-е, то ли сюрреалистичная комедия, то ли сновиденческая сказка — в общем, редкий пример авторского подхода в коммерческих сериалах.
«Хирург»

Кадр из сериала «Хирург»
У Ильи Ермолова также в этом году на стримингах вышли два сериала: второй сезон «Золотого дна» и мрачный триллер с Сергеем Гилевым про подпольный рынок трансплантологии (кстати, по сценарию уже упомянутого Стаса Иванова). И это отличный пример круто сваренной истории с «серой моралью», которой сильно не хватает в нашем мире однозначности и «2 + 2 = 4». У «Хирурга» есть шанс стать долгоиграющей франшизой, потому что люди соскучились по реалистичным, честным и жестким жизненным сюжетам.
Читайте также
10:10
Иван Афанасьев





